Posted 12 апреля 2022, 15:15

Published 12 апреля 2022, 15:15

Modified 20 августа, 14:59

Updated 20 августа, 14:59

От автобусов до поселков: «оптимизация» по-татарстански

12 апреля 2022, 15:15
Строительство, транспорт и экономика — три вечные темы Татарстана. Депутаты Госсовета республики обсудили, как развивать городские поселки, что делать с их инфраструктурой и на чем до них добираться. Подробности — в материале редакции.

Будут ли автобусы?

Одним из главных вопросов заседания комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию стал транспорт. Несмотря на все финансовые вливания, эта сфера и до ввода западных санкций не отличалась своей стабильностью.

Замминистра транспорта республики Артем Чукин рассказал, что в 2021 году на льготные перевозки в общественном транспорте выделили 843,8 млн рублей. В 2022 году планируется выделить 1,3 млрд. Города продолжают закупать автобусы.

Новый транспорт появляется в Казани и Нижнекамске. При этом участники комитета отметили, что в Татарстане наметился неприятный тренд с сокращением автобусных маршрутов. Фактически без автобусов остались Альметьевск.

Бугульма потеряла единственного перевозчика еще в октябре. Проблемы есть в Лениногорске и Зеленодольске. Депутат Госсовета Александр Тыгин заявил, что в Московской области решили транспортный коллапс созданием транспортной дирекции.

Он поинтересовался будут ли татарстанские районы рассматриваться как единое целое. Чукин ответил, что в этом году планируется оптимизация маршрутной сети и разработка мероприятий по обновлению подвижного состава.

Что конкретно оптимизируют, так и осталось загадкой.

Замминистра транспорта напомнил, что в 2021 году перевозчикам компенсировали доходы, потерянные из-за коронавируса. Правда, ждать этого им пришлось около 5 месяцев, да и сумма оказалась меньше обещанной.

Но, по словам Чукина, компенсация предполагается и на 2022 год.

У людей, работающих в поле это не вызвало энтузиазма. Владелец зеленодольского ООО «Экспресс» Дмитрий Грузков рассказал, что в городе уже закрыли один маршрут автобуса. И это не предел.

По его словам, выделенные государством субсидии не действуют в полной мере. Ранее он объяснял, что стоимость одного километра поездки автобуса в Зеленодольске — 130 рублей, в день автобус проезжает 250 километров.

Итого с одного автобуса должно получаться 32,5 тысячи рублей выручки в день. При сокращении доходов на 30% данная сумма снижается до 21,7 тысячи. И эти выпадающие доходы никто не компенсирует.

«Я свои 59 млн, которые заложены в эти 1,3 млрд, никогда не выведу, если вы постановлением кабинета министров не увеличите стоимость компенсации. Это же очевидные вещи», — заявил он.

Комментировать это Тыгин это не стал, заявив: разводить полемику не имеет смысла.

Участники встречи обратили внимание, что в скором времени комиссия Госдумы должна рассмотреть возможность сдерживание роста стоимости проезда на общественном транспорте и ограничить рост цен.

Перевозчиков интересует, планируются ли какие-то дополнительные меры поддержки. Автокомпоненты и запчасти выросли в цене более чем на 100%. К концу года экономически обоснованный тариф может в разы превышать существующий.

«Хотим мы этого или не хотим, но предприятия понесут колоссальные убытки. Это будет ложиться или на плечи пассажиров, что уже нельзя делать, или на перевозчиков», — прозвучало в зале.

В минтрансе ответили, что еженедельно проводят оперативные штабы. Но конкретных решений по этому вопросу не принято.

Будут ли поселки?

Еще одним вопросом заседания стало строительство. Так, присутствующие интересовались, предусмотрено ли увеличение мощностей Васильевского водоканала по приемке стоков в связи с проектированием Большого Зеленодольска.

Замминистра строительства республики Алексей Фролов ответил, что Васильевские сооружения находятся в процессе реконструкции. Проект предусматривает увеличение мощности до 32 тысяч кубических метров.

Тыгин попросил взять это на контроль, так как «ароматика выдает сама себя лучше любого вопроса».

Фролов отчитался, что в прошлом году на модернизацию инфраструктуры было направлено 5,764 млрд рублей. Кроме рекордов по возведению жилья, выяснилось, что ⅔ от его ввода приходится на индивидуальное жилищное строительство.

Уже сейчас возникает вопрос комплексного подхода: многие поселки строятся с нуля.

«Нужна программа по поселкам. Там и дорожная сеть очень серьезно страдает, и инженерные сети. Проблем очень много», — заявил депутат Госсовета Александр Комиссаров.

Фролов сказал, что проблемы старых поселков стараются решать по республиканским программам. Естественно, этих средств недостаточно. Медицинское обслуживание, пожарная безопасность, образование пока остаются лишь в мечтах у местных жителей.

Чаще всего жители строятся в пригороде больших городов. Из-за этого возникают транспортные проблемы — пробки. Глава Татарстана Рустам Минниханов. Он говорил, что при проектировании поселков нужно учитывать, что люди должны где-то работать и учиться, а не ездить каждый день в город.

Тыгин рассказал, что в пригороде Набережных Челнов живут несколько тысяч человек, хотя зарегистрированы около 200-300. По градостроительным нормам строительство социальных объектов рассчитывается из численности населения.

«Сейчас начнет работать институт пространственного развития и мы с вами окажемся в среде устаревших решений градостроительного кодекса. Подлежат ли вообще выдаче разрешения на стройку муниципалитетом, если он понимает, что поселок строится в чистом поле, где ничего нет? Человек приходит со своей землей и просит разрешение на стройку. Так строится 300-400 домов, а после этого возникают вопросы: где дороги, где автобусы, где детский сад? Отказать невозможно. Но мы же видим, как формируется проблема. И приостановить это муниципалитет не в состоянии», — заявил Тыгин.

Депутаты отметили что в садоводческих некоммерческих хозяйствах не действуют вообще никакие правила. Там формируется основная «болячка».

Какие именно законодательные нормы требуют изменений, пока не ясно. Но, судя по настрою депутатов, работа предстоит большая.

Подпишитесь