Казанца Дмитрия Кошкина мобилизовали 28 сентября. Повестка пришла мужчине на работу. На следующий день он вместе с женой отправился в военкомат, оттуда — сразу в мобилизационный пункт на «Казань Экспо».
Его супруга Наталья рассказал корреспонденту Inkazan, что мужчина состоял на учете у кардиолога с диагнозом «Гипертоническая болезнь 2 степени риск 2». Судя по общедоступной информации, это означает, что у пациента появилась возможность развития осложнений.
Одиннадцать дней, которые Кошкин находился в мобилизационном пункте, у него не падало давление: его увозили на скорой помощи, кололи укол, возвращали обратно. В итоге стадия риска выросла до 3-й. Подтверждающие это документы имеются в распоряжении Inkazan.
Юрист Лейсен Овчинникова, комментируя частичную мобилизацию в Татарстане, рассказала Inkazan, что полная медицинская комиссия в рамках такого призыва не предусмотрена законом. По ее мнению, это ошибка, так как с момента прохождения службы до частичной мобилизации люди приобретают большое количество заболеваний.
«Медицинская комиссия предусмотрена только в узком направлении, если у человека есть серьезное хроническое заболевание, он должен обратиться с рапортом на проведение военно-врачебной комиссии (ВВК) в отношении него и переосвидетельствование», — сказала она.
Кошкину, по словам его жены, с трудом, но назначили ВВК.
«У него каждый день высокое давление было под 190, и никто не обращал внимания, пока я не принесла выписку из карточки, где у него целый букет болезней. И этого было мало, потом я взяла подробную выписку у кардиолога. И только тогда ему назначили военно-врачебную комиссию», — рассказала Inkazan Наталья.
После прохождения ВВК диагноз резервиста подтвердился. Категорию годности к военной службе изменили с «А» на «В» — ограниченно годен. Все это время мужчина продолжал находиться на «Казань Экспо», но военную подготовку на полигоне не походил, так как имел «справку-освобождение» из-за высокого давления.
21 октября мужчину зачислили в списки эшелона, не сообщив ему его категорию здоровья. Хотя, по словам жены, он каждый день подходил в медчасть и спрашивал результат. Несмотря на то, что решение военно-врачебной комиссии было вынесено еще 14 октября, в расположение его не доставили в срок. В итоге резервиста вместе с батальоном 24 октября увезли в Белгородскую область.
«После ВВК моему супругу забыли поставить категорию „В“ в военном билете. Я считаю это халатностью командования „Казань Экспо“. Обнаружилось это по прибытию в Белгородскую область. Командование ему сказало, что не может его отправить служить по категории „В“, так как она не проставлена в его военный билет. Теперь необученного человека отправили на передовую», — рассказала жена мобилизованного.
Супруга Кошкина заявила, что уже на передовой мужу «забыли» выдать жетон, который является главным документом военного. Выяснилось это лишь 11 октября. Тогда же женщина оставила обращение в районный военкомат и военную прокуратуру.
«Мне пообещали присвоить номер для начислений. Но вопрос не в начислениях, а в существовании металлического жетона на руках у моего супруга. Если что-то случится, как я буду его искать», — говорит Наталья.
По ее словам, накануне, 13 ноября, у мужчины вновь был приступ. Его забрали с передовой, прокапали в больнице города Сватово и вернули обратно.
«Самое обидное, что он ни разу не откосил. Он сидит с давлением и не жалуется. Всегда говорил, если будет надо — я пойду. А теперь он не может, а его кидают. Они не знают что такое давление? Это когда трясет все тело! Какой из него стрелок? Он бы гораздо больше пользы принес в тылу, он бы отремонтировал что-то, он рукастый парень. Для чего это делается? Я не понимаю. <…> А как ты в бой отправляешь человека без жетона? Тебе не стыдно? <…> Что они хотят от больных людей? Они родину защищают или просто — „мясо“ приготовили?», — говорит жена.
Женщина рассказала, что еще в «Казань. Экспо» ее муж написал рапорт с просьбой пересмотреть его специальность. После службы в армии он числился «стрелком», но также имел гражданскую профессию «слесарь-ремонтник», и просил сменить специальность на нее. Этого делать не стали.
«Я писала, ездила в прокуратуру, писала на Госуслуги, звонила на горячую линию, уполномоченному по правам человека, в аппарат президента Татарстана — отовсюду приходят отписки. Вчера написала Владимиру Владимировичу Путину. Не знаю, дойдет до него письмо или нет. Теперь хочу в суд подавать. Пусть его хотя бы с первой линии уберут», — говорит жена Кошкина.
Редакция Inkazan также направила запрос в местный военкомат. Как только ответ будет получен, мы его опубликуем. Стоит отметить, что ни на один из направленных ранее запросов, касающихся проблем при проведении частичной мобилизации в регионе, военкомат так и не ответил.
Напомним, что в конце октября с казанского АО «Транснефть-Прикамье» мобилизовали нефтяников, имеющих бронь. Теперь родственники резервистов пытаются «освободить» своих мужчин через суд.