Posted 18 ноября 2022,, 04:04

Published 18 ноября 2022,, 04:04

Modified 18 ноября 2022,, 04:04

Updated 18 ноября 2022,, 04:04

Где хранить «калаши» и взять столько «полканов»: школьников ждет военная подготовка

Где хранить «калаши» и взять столько «полканов»: школьников ждет военная подготовка

18 ноября 2022, 04:04
Фото: 1MI
Казанским школьникам предстоит взять в руки автоматы, выкопать окоп для себя и товарища и не забыть надеть противогаз. В школы возвращается военная подготовка. Вернутся ли вместе с ней анекдоты про вечно пьяного военрука — в материале Inkazan.

Равняйсь!

С нового учебного года в российских школах появится курс по начальной военной подготовке. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов. Занятия будут проходить в рамках уроков ОБЖ, где школьников будут учить строевой подготовке, основам стрельбы, правилам пользования ручными гранатами. Старшеклассников научат копать окопы и действовать в современном общевойсковом бою. 

Министерство обороны России поддержало идею, заявив, что считают целесообразным уделять изучению предмета не менее 140 часов в последние два года обучения. До этого решения принципы воспитания патриотизма в школах ограничивались поднятием флага и прослушиванием гимна. Делать это начали с апреля, причем в Татарстане поднимают сразу два флага — страны и республики.

Смирно!

Предмет «Начальная военная подготовка» появился в школьных программах  в 1939 году и просуществовал более полувека. Старшеклассникам отводилось на него более 140 часов. В 90-х время начали сокращать, а в 2000-х предмет упразднили. «Пьяные военрук и трудовик» остались в рассказах родителей, как и воспоминания о том, как бывший полковник орет на них матом, пытаясь заставить детей идти строем.

Руководитель АНО «Поколение уверенного будущего» Юрий Юрманов заявил Inkazan, что их организация давно занимается патриотическим воспитанием. По его мнению, начальную военную подготовку действительно можно преподавать на ОБЖ, если увеличить количество часов. Однако эксперт отметил, что главное в этом вопросе — качество преподавания и выбор учителей.

Inkazan направил запрос в республиканское министерство образования и науки, чтобы узнать, когда в Татарстане планируют возвращать в школы подобную практику и хватит ли для этого преподавательского состава. На момент публикации материала ответ не поступил. 

Равнение на средину!

Мнения экспертов разделилось. Многие отказались комментировать введение военной подготовки в школах, потому что «такие времена». 

Клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт Анастасия Егорова считает, что патриотизм — это добровольная позиция, которая выражается в желании  развития страны. А введение  военной подготовки в школьную программу не вызовет в школьниках патриотизма.

«Умение подростка собирать и разбирать автомат без патриотического чувства стране, к социальному обществу не является гарантией того, что в случае нужды, подросток будет эту страну и это общество защищать», — заявила Егорова корреспонденту Inkazan.

Социальный педагог-психолог Наталья Урбанская считает, что введение занятий по военной подготовке для будущих десятиклассников — вопрос спорный. 

«Редкий школьник лелеет чувство любви и преданности и разделяет духовно-нравственные ценности народа, да и не готов к службе Отечеству. Потому как сензитивный период безвозвратно утерян, нет единой образовательной программы воспитания гражданина России с преемственностью от старшей группы детского сада и до выпуска из школы», — считает эксперт.

Урбанская задалась вопросом: где будут храниться, кем обслуживаться «калаши», и будут ли дети разбирать и собирать автоматы. К тому же сейчас нет адаптированных учебников, и школьников придется заставлять зубрить все по советским брошюрам.

«К обучению школьников будем готовить специалистов или приглашать готовых преподавателей-патриотов? Но все мои знакомые патриоты уже сходили в военкомат добровольцами.  Только школьники не унывают: „А чего? Калаш разбирать не дадут, а зачет поставят!“», — говорит эксперт.

На месте шагом марш!

Зампредседателя комиссии Общественной палаты России по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Елена Истягина-Елисеева заявила Inkazan, что последние 30 лет в России оголтело экспериментировали с образованием, что практически привело к катастрофе. В учебных программах до минимума сократились «гуманитарные» предметы, например, история, философия. 

«Представители технических специальностей вопрошали — зачем нам история? Зачем знать про Ледовое побоище и Куликовскую битву? Именно эти заинтересованные в Отечестве программисты и иже с ними отбыли из родной страны при первых признаках опасности», — заявила она.

Эксперт считает, что начальная военная подготовка — дело полезное. Однако, прикладные навыки должны идти в комплекте с национальной самоидентификацией, которую в том числе формируют такие предметы, как история. По ее мнению, два урока военной подготовки в неделю не сделают из школы казарму. 

«Зато мальчики и девочки приобретут практические навыки самообороны, оказания первой помощи. В конце концов, послушают байки профессиональных военных — именно им предполагается поручить чтение данного предмета. Что, на мой взгляд, тоже полезно — не только же в соцсетях пастись. Жизнь штука сложная, непредвиденные ситуации случаются», — считает она.

Общественный деятель, президент благотворительного фонда Герман Барух убежден, что военная подготовка — это то воспитание, которое необходимо для детей, и его нужно вводить немедленно во всех школах и даже детских садах России. Эксперт считает, что детей нужно учить  как минимум военной истории и базовым вещам. 

«Мы видим как весь мир практически настроен против России, а наши дети — это будущее России. И сегодня от нас с вами зависит будущее нашей страны, от нас, а не от детей. Если мы позволим западу воспитывать наших детей мы потеряем нашу страну в будущем как это произошло в 90-х», — заявил он Inkazan.

О необходимости учить собирать школьников автоматы в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил и Александр Зиновьев, автор Telegram-канала «Казанский папа».

«В этом году я провел много времени в районе проведения СВО. Теперь мое отношение к милитаризации сильно изменилось. Я столкнулся с двумя моментами: все, кто старше меня и имели подобную подготовку в школе, — умеют обращаться с оружием, разбирать и собирать автомат, стрелять из него. У меня такой подготовки не было, я элементарно не знаю, зачем чистить автомат, потому что мне это было не нужно», — рассказал он.

По его словам, многие молодые ребята не знают, как заряжать оружие, и сейчас их этому обучают на месте в короткие сроки.  Никто не предполагал, что  это потребуется, поэтому, по мнению Зиновьева, лучше, если такие занятия будут. Тем более, что школьников это ни к чему не обязывает.

«Если, не дай Бог, потребуются, то лучше быть с каким-то навыками, чем пустым. То же самое касается и медицины. Ты не знаешь, как действовать в экстренной ситуации,  а эти знания могут пригодиться и в обычной жизни. Поэтому я однозначно „за“ военную подготовку, но исключительно в старших классах», — заявил Зиновьев.
"