Posted 28 декабря 2022, 16:00
Published 28 декабря 2022, 16:00
Modified 28 декабря 2022, 16:00
Updated 28 декабря 2022, 16:00
Уходящий 2022 год сделал реалистами многих неисправимых романтиков. Вот и мэрия Казани все реже вспоминает о своих планах пересадить горожан с личного транспорта на общественный. Пора признать, что в борьбе с темпами автомобилизации власти потерпели сокрушительное поражение.
Только на начало 2021 года в городе насчитывалось почти полмиллиона машин. Ставка сделана на дороги, от крупных магистралей до велодорожки вдоль Ленинской дамбы. Тренд общереспубликанский. В уходящем году Татарстан установил абсолютный рекорд по тратам на дорожные работы, вложив в них 193,8 млрд рублей.
126,5 млрд вложили в прокладку платной трассы М-12, пожалуй, главного проекта выходца из Татарстана, вице-премьера правительства России Марата Хуснуллина. Амбициозная задумка в перспективе должна соединить Европу и Китай. 142 км пути, проходящие по Татарстану, обещали открыть в 2023 году.
Министр транспорта республики Фарит Ханифов заявлял, что работы идут по графику: заасфальтировано около 90 км дороги, построена половина моста через Волгу. Ставки высоки — на открытие обещал приехать президент России Владимир Путин. И это вам не «Алексеевскдорстрой» с бесконечным ремонтом дороги в аэропорт.
Еще не построенная трасса уже умудряется выкачивать деньги из автомобилистов: стоимость проезда по ней скачет вслед за внешнеполитическими событиями. Вначале предполагалось, что путь легкового авто от Казани до Москвы обойдется в 3 тысячи рублей, плюс скидка в 15% постоянным пользователям.
Рост курса доллара, санкции внесли свои коррективы: закрывать «дыру» в бюджете будут за счет стоимости проезда. При этом, по словам самого Хуснуллина, нужно соблюсти баланс, так как у людей пока что есть альтернатива для бесплатного проезда, а значит, заманить их на платную трассу будет не так просто.
Бесплатная альтернатива чаще напоминала соревнование на стойкость и выдержку — это смогли испытать те, кто двигался по татарстанскому участку М-7 во время ремонта. Впрочем, у нее еще все впереди: проект реконструкции с обходом Набережных Челнов и Нижнекамска обойдется почти в 374 млн рублей.
Ханифов заявлял: в 2022 году на строительство обхода планируют потратить не менее 5 млрд рублей. Через два года вся М-7, в том числе от автограда до Башкирии, должна стать четырехполосной. Кто при этом поедет по «золотой» М-12, остается неясным: удобства, за которые приходится платить, в России приживаются трудно.
Глава Татарстана Рустам Минниханов не раз заявлял, что главной для республики является дорога «Шали-Бавлы», которая должна соединить федеральные М-7 и М-5 и стать частью дороги «Европа-Западный Китай». Сейчас строится 145 из 250 км, работы идут от поселка Алексеевский до Альметьевска.
По мнению представителя Федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиля Хайруллина, платная скоростная дорога М-12 постепенно все же переманит к себе водителей с трассы М-7.
«Поворчат, поворчат и поедут. Если цены не сильно задерут, и они будут приемлемыми, то все поедут, потому что всегда хочется быстрее. Обещанные 6 часов поездки (планируемое время в пути от Казани до Москвы — Inkazan) — это как неспеша ехать до Набережных Челнов», — считает он.
По мнению автоэксперта, платная трасса нужна региону как альтернатива. Главное, чтобы с основной дорогой все было нормально. При этом Хайруллин считает, что платная трасса заберет водителей у М-7 не только за счет скорости, но и за счет качества дорог и придорожного сервиса.
Согласно исследованию компании Tom Tom, Казань занимает 56 место в рейтинге городов с самыми большими пробками. В мире. Город стоит, и это главная проблема автомобилистов. Решить ее пытались по-разному: настройкой светофоров, строительством дорог… и пришли к идее платного проезда.
В основном — чтобы сократить поток из окруживших Казань поселков. Первым платным участком может часть строящегося Вознесенского тракта, что должен перенаправить машины из города в пригород в обход — по М-7. «Платные дороги имеют огромный плюс: по ним можно привлечь большие гранты», — говорил Ханифов.
Для строительства 12 км тракта нужно 6,1 млрд рублей. Остается надеяться, что у города и республики хватит денег на ее завершение. Сейчас на всех участках дороги идут работы. По словам Куляжева, все идет в графике, однако даты окончания всех работ никто из чиновников называть не рискует.
Казань всеми силами пытается «вырваться» к М-7, один из путей к трассе — дублер Горьковского шоссе. Впрочем, пока он протягивается от Кировской дамбы до Храма всех религий. Финансирование остальной части работ пока не подтверждено. Без него изначальный смысл дороги — разгрузить стоящий путь к «Салават Купере» — теряется.
12 км самого Горьковское шоссе тоже реконструируют, но темпы не впечатляют: в разгар дорожного сезона число рабочих можно было посчитать по пальцам — в пробке для этого достаточного времени.
«Выезды строят для того, чтобы город легче мог попадать на трассу М-7. А вот потянет ли сама трасса новый поток — это вопрос. Когда на ней начинаются ремонты, она не вытягивает, и без дополнительных выездов, там все стоит наглухо», — заявил Inkazan Хайруллин.
Постоять теперь придется и в самом центре города — мэрия на год перекрыла движение по мосту на улице Назарбаева.
Его признали аварийным еще в 2019 году, но до последнего не запрещали движение транспорта. С реконструкцией моста грянуло его полное перекрытие — дороги в центре встали. Почему нельзя было исправить проблему, не доводя до крайности, остается загадкой. На фактическое строительство нового моста, кстати, потратят 1,1 млрд.
Чуть больше 10 лет назад Казань пережила транспортную реформу — избавилась от «газелей» и стала городом, который ставят пример. Если сейчас положить на одну чашу весов жалобы жителей на общественный транспорт, а на другую — жалобы транспортников на ситуацию, можно будет увидеть идеальное равновесие.
Символ прошлых лет — горящие трамваи — сменили полыхающие автобусы. Они горели весь ноябрь. Избежать жертв удалось чудом. Транспортники объяснили: обновление автопарка отложили из-за нехватки денег. Нужно заменить 250 автобусов. Стоимость одного — 16 млн рублей.
Деньги можно получить двумя путями: напрямую из карманов жителей, повышая стоимость проезда, и от республиканского бюджета. Стоимость поездки в скором времени вырастет на 2 рубля. Ханифов, комментируя происходящее, попросил «не перегнуть палку», и выражал надежду, что горожане все поймут.
«Убыточный — уходи с рынка», — комментировал происходящее с транспортом в Казани представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Золотов. Едва ли все транспортные компании канут в небытие, но в городе может появиться увлекательная конкуренция: благодаря гибриду такси и общественного транспорта «Челнок».
Такие маршрутки тестируют в Набережных Челнах, казанские власти хотят запустить где красные автобусы — не такие частые гости, как хотелось бы. Эксперты оценивают идею положительно: пока что уехать из казанских поселков проблематично, и если челноки не превратятся в маршрутки, то идея должна удастся.
«Если их запустят легально, город составит определенные маршруты, будет устраивать конкурсы на них и отслеживать, то это хорошая идея», — заявлял Inkazan юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем.
В деньги упирается и тоннелепроходческий комплекс второй ветки казанского метро. В генплане города до 2040 года, помимо существующих 11-ти, нарисованы еще 26 станций метро. Красивая картинка, а пока «казметростроевцы» закончили проходку второго участка второй линии — тоннели для будущих станций «Тулпар» и «Зилант».
Их и еще две станции планируют открыть в 2027 году. Но за 1,5 года стоимость проекта, ранее оценивавшаяся в 40 млрд рублей, выросла в полтора раза. В мечтах у города — закольцевать метро: построить 12 станций, которые «покроют» все районы Казани. Только на подготовку к их воплощению может потребоваться 5 млрд рублей. Есть и второй вариант: строительство ветки в сторону Республиканской клинической больницы (РКБ).
Даже на старте работ не обошлось без эксцессов: в попытке прокопать метро в Казани сломали целую улицу — трещина прошла по перекрестку Ломжинской и Фучика. Для устранения последствий пришлось перекрывать дороги. Ни тебе пути под землей, ни на земле — там электротранспорту также не хватает денег.
У «Метроэлектротранса» под руководством Айдара Абдулхакова нет денег: на обновление 20 троллейбусов, закупку ижевских низкопольных трамваев, которые город тестировал, где обещанные «Электробусы», горожане уже перестали спрашивать. На балансе МУПа — 306 км сетей, из которых 125 км — с предельным износом.
По мнению депутата Казгордумы Алексея Серова, сейчас во всех сферах превалирует понятие экономической рентабельности. И метро как средство передвижения экономически рентабельно только в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных городах нужны дотации. При этом народный избранник отметил, что нельзя этот проект рассматривать только с экономической точки зрения.
«Многие люди, которые смотрят на метро с точки зрения вложений, вполне разумно говорят, что за такие деньги можно полностью починить дороги, наладить общественный транспорт, в этом есть доля истины. Но мы уже не на том этапе. Я думаю, что существующие станции будут достроены, а в перспективе метро дойдет в места новой застройки, чтобы придать им импульс. Метро — это длинные инвестиции», — заявил Серов.