Posted 28 декабря 2022, 16:00

Published 28 декабря 2022, 16:00

Modified 28 декабря 2022, 16:00

Updated 28 декабря 2022, 16:00

Поворчат и поедут: куда ведут дороги Татарстана

Поворчат и поедут: куда ведут дороги Татарстана

28 декабря 2022, 16:00
Фото: 1MI.
Уходящий 2022 год отодвинул на второй план множество вопросов. Кроме самых важных, и свобода передвижения — один из них.

Личные автомобили: стоим в пробке и наблюдаем за рекордами

Уходящий 2022 год сделал реалистами многих неисправимых романтиков. Вот и мэрия Казани все реже вспоминает о своих планах пересадить горожан с личного транспорта на общественный. Пора признать, что в борьбе с темпами автомобилизации власти потерпели сокрушительное поражение. 

Только на начало 2021 года в городе насчитывалось почти полмиллиона машин. Ставка сделана на дороги, от крупных магистралей до велодорожки вдоль Ленинской дамбы. Тренд общереспубликанский. В уходящем году Татарстан установил абсолютный рекорд по тратам на дорожные работы, вложив в них 193,8 млрд рублей.

«Дороги жизни»

126,5 млрд вложили в прокладку платной трассы М-12, пожалуй, главного проекта выходца из Татарстана, вице-премьера правительства России Марата Хуснуллина. Амбициозная задумка в перспективе должна соединить Европу и Китай. 142 км пути, проходящие по Татарстану, обещали открыть в 2023 году. 

Министр транспорта республики Фарит Ханифов заявлял, что работы идут по графику: заасфальтировано около 90 км дороги, построена половина моста через Волгу. Ставки высоки — на открытие обещал приехать президент России Владимир Путин. И это вам не «Алексеевскдорстрой» с бесконечным ремонтом дороги в аэропорт.

Еще не построенная трасса уже умудряется выкачивать деньги из автомобилистов: стоимость проезда по ней скачет вслед за внешнеполитическими событиями. Вначале предполагалось, что путь легкового авто от Казани до Москвы обойдется в 3 тысячи рублей, плюс скидка в 15% постоянным пользователям.

Рост курса доллара, санкции внесли свои коррективы: закрывать «дыру» в бюджете  будут за счет стоимости проезда. При этом, по словам самого Хуснуллина, нужно соблюсти баланс, так как у людей пока что есть альтернатива для бесплатного проезда, а значит, заманить их на платную трассу будет не так просто.

Бесплатная альтернатива чаще напоминала соревнование на стойкость и выдержку — это смогли испытать те, кто двигался по татарстанскому участку М-7 во время ремонта. Впрочем, у нее еще все впереди: проект реконструкции с обходом Набережных Челнов и Нижнекамска обойдется почти в 374 млн рублей.

Ханифов заявлял: в 2022 году на строительство обхода планируют потратить не менее 5 млрд рублей. Через два года вся М-7, в том числе от автограда до Башкирии, должна стать четырехполосной. Кто при этом поедет по «золотой» М-12, остается неясным: удобства, за которые приходится платить, в России приживаются трудно.

Глава Татарстана Рустам Минниханов не раз заявлял, что главной для республики является дорога «Шали-Бавлы», которая должна соединить федеральные М-7 и М-5 и стать частью дороги «Европа-Западный Китай». Сейчас строится 145 из 250 км, работы идут от поселка Алексеевский до Альметьевска.

По мнению представителя Федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиля Хайруллина, платная скоростная дорога М-12 постепенно все же переманит к себе водителей с трассы М-7.

«Поворчат, поворчат и поедут. Если цены не сильно задерут, и они будут приемлемыми, то все поедут, потому что всегда хочется быстрее. Обещанные 6 часов поездки (планируемое время в пути от Казани до Москвы — Inkazan) — это как неспеша ехать до Набережных Челнов», — считает он.

По мнению автоэксперта, платная трасса нужна региону как альтернатива. Главное, чтобы с основной дорогой все было нормально. При этом Хайруллин считает, что платная трасса заберет водителей у М-7 не только за счет скорости, но и за счет качества дорог и придорожного сервиса.

«Все стоит наглухо»

Согласно исследованию компании Tom Tom, Казань занимает 56 место в рейтинге городов с самыми большими пробками. В мире. Город стоит, и это главная проблема автомобилистов. Решить ее пытались по-разному: настройкой светофоров, строительством дорог… и пришли к идее платного проезда.

В основном — чтобы сократить поток из окруживших Казань поселков. Первым платным участком может часть строящегося Вознесенского тракта, что должен перенаправить машины из города в пригород в обход — по М-7. «Платные дороги имеют огромный плюс: по ним можно привлечь большие гранты», — говорил Ханифов.

Для строительства 12 км тракта нужно 6,1 млрд рублей. Остается надеяться, что у города и республики хватит денег на ее завершение. Сейчас на всех участках дороги идут работы. По словам Куляжева, все идет в графике, однако даты окончания всех работ никто из чиновников называть не рискует.

Казань всеми силами пытается «вырваться» к М-7, один из путей к трассе — дублер Горьковского шоссе. Впрочем, пока он протягивается от Кировской дамбы до Храма всех религий. Финансирование остальной части работ пока не подтверждено. Без него изначальный смысл дороги — разгрузить стоящий путь к «Салават Купере» — теряется.

12 км самого Горьковское шоссе тоже реконструируют, но темпы не впечатляют: в разгар дорожного сезона число рабочих можно было посчитать по пальцам — в пробке для этого достаточного времени. 

«Выезды строят для того, чтобы город легче мог попадать на трассу М-7. А вот потянет ли сама трасса новый поток — это вопрос. Когда на ней  начинаются ремонты, она не вытягивает, и без дополнительных выездов, там все стоит наглухо», — заявил Inkazan Хайруллин.

Постоять теперь придется и в самом центре города — мэрия на год перекрыла движение по мосту на улице Назарбаева.

Его признали аварийным еще в 2019 году, но до последнего не запрещали движение транспорта. С реконструкцией моста грянуло его полное перекрытие — дороги в центре встали. Почему нельзя было исправить проблему, не доводя до крайности, остается загадкой. На фактическое строительство нового моста, кстати, потратят 1,1 млрд.

Общественный транспорт: камбэк маршруток и тайны подземелья

Чуть больше 10 лет назад Казань пережила транспортную реформу — избавилась от «газелей» и стала городом, который ставят пример. Если сейчас положить на одну чашу весов жалобы жителей на общественный транспорт, а на другую — жалобы транспортников на ситуацию, можно будет увидеть идеальное равновесие.

«Челноки» на Волге

Символ прошлых лет — горящие трамваи — сменили полыхающие автобусы. Они горели весь ноябрь. Избежать жертв удалось чудом. Транспортники объяснили: обновление автопарка отложили из-за нехватки денег. Нужно заменить 250 автобусов. Стоимость одного — 16 млн рублей. 

Деньги можно получить двумя путями: напрямую из карманов жителей, повышая стоимость проезда, и от республиканского бюджета. Стоимость поездки в скором времени вырастет на 2 рубля. Ханифов, комментируя происходящее, попросил «не перегнуть палку», и выражал надежду, что горожане все поймут.

«Убыточный — уходи с рынка», — комментировал происходящее с транспортом в Казани представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Золотов. Едва ли все транспортные компании канут в небытие, но в городе может появиться увлекательная конкуренция: благодаря гибриду такси и общественного транспорта «Челнок». 

Такие маршрутки тестируют в Набережных Челнах, казанские власти хотят запустить где красные автобусы — не такие частые гости, как хотелось бы. Эксперты оценивают идею положительно: пока что уехать из казанских поселков проблематично, и если челноки не превратятся в маршрутки, то идея должна удастся. 

«Если их запустят легально, город составит определенные маршруты, будет устраивать конкурсы на них и отслеживать, то это хорошая идея», — заявлял Inkazan юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем.

Длинные инвестиции

В деньги упирается и тоннелепроходческий комплекс второй ветки казанского метро. В генплане города до 2040 года, помимо существующих 11-ти, нарисованы еще 26 станций метро. Красивая картинка, а пока «казметростроевцы» закончили проходку второго участка второй линии — тоннели для будущих станций «Тулпар» и «Зилант». 

Их и еще две станции планируют открыть в 2027 году. Но за 1,5 года стоимость проекта, ранее оценивавшаяся в 40 млрд рублей, выросла в полтора раза. В мечтах у города — закольцевать метро: построить 12 станций, которые «покроют» все районы Казани. Только на подготовку к их воплощению может потребоваться 5 млрд рублей. Есть и второй вариант: строительство ветки в сторону Республиканской клинической больницы (РКБ).

Даже на старте работ не обошлось без эксцессов: в попытке прокопать метро в Казани сломали целую улицу — трещина прошла по перекрестку Ломжинской и Фучика. Для устранения последствий пришлось перекрывать дороги. Ни тебе пути под землей, ни на земле — там электротранспорту также не хватает денег.

У «Метроэлектротранса» под руководством Айдара Абдулхакова нет денег: на обновление 20 троллейбусов, закупку ижевских низкопольных трамваев, которые город тестировал, где обещанные «Электробусы», горожане уже перестали спрашивать. На балансе МУПа — 306 км сетей, из которых 125 км — с предельным износом. 

По мнению депутата Казгордумы Алексея Серова,  сейчас во всех сферах превалирует понятие экономической рентабельности. И метро как средство передвижения экономически рентабельно только в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных городах нужны дотации. При этом народный избранник отметил, что нельзя этот проект рассматривать только с экономической точки зрения.

«Многие люди, которые смотрят на метро с точки зрения вложений, вполне разумно говорят, что за такие деньги можно полностью починить дороги, наладить общественный транспорт, в этом есть доля истины. Но мы уже не на том этапе. Я думаю, что существующие станции будут достроены, а в перспективе метро дойдет в места новой застройки, чтобы придать им импульс. Метро — это длинные инвестиции», — заявил Серов.
Подпишитесь