Гарапов уверен, что АЭТС присуще все те же проблемы, что и обычной АЭС. По его словам, энергетический блок представлен высокотемпературным газоохлаждаемым реактором, где происходит ядерная реакция распада урана, как и в реакторе обычной атомной станции.
«Возможность глобальной ядерной аварии, наподобие Чернобыльской или Фукусима-1, наличие опасных радиоактивных отходов, для которых необходимы специальные хранилища на тысячу лет», — перечислил проблемы АЭТС эксперт.
Говоря об отходах станции, Гарапов подчеркнул, что даже аварии с их участием способны «накрыть» все промышленные центры Татарстана.
«В 2022 году прошла годовщина — 65 лет Кыштымской ядерной аварии. В результате взрыва емкости с жидкими радиоактивными отходами образовался Восточно-Уральский радиоактивный след длиной 400 километров, шириной 100 километров. Так что не обязательно чтобы взорвался реактор», — объяснил собеседник.
Производство водорода на атомной станции увеличивает количество угроз для внешней среды, отметил Гапаров. Он заверил, что если на обычной АЭС тепло от ядерных реакторов поступает на энергетическую установку — турбину, то на АЭТС — через специальные аппараты, чтобы получить водород.
«Получается, что производство АЭТС для выработки водорода более опасно, чем просто АЭС. Здесь к риску аварий от обычной АЭС — взрыв реактора АЭТС, к примеру — добавляется риск аварии на производстве водорода. Водород взрывоопасен, его трудно хранить». — сказал председатель Антиядерного общества Татарстана.
Еще ряд сомнений у Гарапова вызывает экономическая составляющая проекта. Власти обещают республике 20 млрд рублей налоговых поступлений в год от работы станции, но в результате санкций водород вряд ли пойдет за рубеж, уверен эксперт.
Ранее кандидат физико-математических наук Борис Бояршинов рассказал Inkazan, что работа АЭТС безопасна и безвредна для окружающей среды. Ученый заверил, что если произойдет утечка водорода, он «просто вверх улетит и все».