Posted 16 сентября 2023, 05:00
Published 16 сентября 2023, 05:00
Modified 16 сентября 2023, 07:52
Updated 16 сентября 2023, 07:52
Привольный включили в состав Казани в 1995 году, Салмачи и Вишневку — в 2001-м. С того момента главной проблемой поселков стало отсутствие образовательного учреждения.
Развозить детей родителям пришлось в школы, находящиеся в 9 километрах от дома. Усложнять ситуацию стала загруженность дорог, связанная с активным застраиванием соседнего поселка — Куюки. Его жителей также обделили необходимой инфраструктурой, а потому местные стекались в одну пробку по улице Кул Гали.
В марте 2021 году жители Привольного, Вишневки, Новой и Старой Вишневки, Джаным, Чернопенье стали активно поднимать «школьный» вопрос: сначала они обратились к главе Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой о строительстве учреждения, а позже организовали акцию, выстроив на снегу из детей слово «школа».
По словам председателя поселка Привольный Марата Вагизова, после этого к некоторым участникам обращения приходил инспектор по делам несовершеннолетних. А в сентябре того же года на празднике в честь Дня поселков на соседней улице якобы дежурил ОМОН.
«Думаю, боялись, что провокацию можем устроить. При этом дети не диснейленд просят построить, а доступного образования», — заявил в разговоре с редакцией собеседник.
Тогда же замглавы Советского района Андрей Яковлев в попытках успокоить местных сообщил, что участок под школу найден, однако сроков строительства объекта чиновник так и не назвал. Для подростков запустили автобусы до ближайших образовательных учреждений. К вопросу о школе мэрия вернулась только в августе 2023-го, сообщив, что письмо о потребности в учреждении направили минобр Татарстана.
Ежедневно в 6:40 от разворотной петли в Привольном в первую смену отъезжают школьные автобусы. Со второй сменой сложнее — дети и родители не знают, когда точно отходит транспорт. Корреспондент Inkazan отследил: школьники собрались в 11:55, автобус тронулся лишь спустя 25 минут — в 12:20.
Остановка, хоть признана конечной, находится в полутора километрах от последней линии домов. Здесь нет павильона — невыспавшиеся дети теснятся на одной маленькой самодельной скамейке.
«Здесь, в целом, нельзя было делать разворотную полосу — над участком провода под напряжением, которые издают треск», — заявил Вагизов.
Автобус забирает детей из школ обратно в поселок один раз, никого не дожидаясь. А если подросток остается на внеурочный кружок, то путь домой он обязан обеспечить себе сам.
«Ребенок оторван от социума: он находит друзей в школе, но встречаться с ним по выходным не может из-за расстояний. Стоят в вечных пробках, приезжают за час до начала уроков или, наоборот, опаздывают — издевательство над детьми», — заявил председатель ТОС.
Так свои школьные годы проживают 1,1 тысячи детей из Вишневки и Привольного.
До 2021 года поселок не соединялся с другими районами Казани маршрутом общественного транспорта: местным жителям приходилось искать «попутку» или идти порядка трех километров до Центральной улицы, где курсировал автобус №90. Из Куюков он приезжал всегда переполненный.
«В 2012 году житель, сам юрист по образованию, подал в суд на администрацию Приволжского района. Там вынесли постановление — обязать запустить общественный транспорт. Но сделали это только спустя почти 10 лет», — отметил Вагизов.
Маршрут автобуса №94, который запустили до Привольного, очень короткий: он курсирует раз в час от поселка до станции метро Дубравная. При этом в постановлении суда якобы говорилось о том, что он должен двигаться с интервалом движения как автобус №90 из соседних Куюков — каждые 20 минут.
Официально рабочий день водителя заканчивается в восемь вечера, но иногда он может сойти с рейса и в семь, признаются местные.
«Мы сравниваем поселок с Вознесеньем: там ездят каждые 15 минут до вокзала. Даже в Куюках промежуток 20 минут», — заявил председатель Привольного.
По его словам, власти не увеличивают частоту езды автобуса, признав его нерентабельным. Жители поселка же уверены, что сам маршрут не оправдывает экономическую выгоду: например, тот же автобус из Куюков следует до центра, таким образом собирая по пути пассажиров и окупая расходы.
Жителям приходится самостоятельно бороться и с дорожными проблемами. Многие улицы не имеют асфальтового покрытия, а там, где он есть, нередко следствие личной инициативы владельцев домов.
«Есть старший по улице, который предлагает инициативу. Делается расчет, люди скидываются, прокладывается дорога», — объяснил Вагизов.
Именно так, например, была отремонтирована улица Вересковая, расположенная у единственного в поселке детского садика.
Серьезные проблемы вызывала автомобильная дорога, соединяющая Старую и Новую Вишневки. По словам местных, из-за узости улицы в 2021 году здесь фиксировали «по пять аварий в день».
При запуске рейсового автобуса властям пришлось проложить здесь асфальт. Однако работу не доделали — на тротуарах осталась щебенка. По узким неогражденным тропинкам вдоль проезжей части приходится ходить детям, которых высаживает школьный автобус.
«Зимой ситуация хуже: здесь образуются большие отвалы и гололед — машины просто кидает друг на друга», — заявил Вагизов.
Помимо школы, в поселках с общим населением порядка 20 тысяч человек нет ни аптек, ни парков, ни Дома культуры. «Тусоваться» школьникам приходится на единственной хоккейной коробке, которую местные устанавливали, как здесь уже и принято, за свой счет. Зимой своими силами они ее заливают.
«Ладно то, что негде посидеть — тротуар бы хотя бы сделали, велодорожки. Вся Нокса обнесена забором. Мы ни в одном месте близко к реке не подойдем: у кого забор, у кого бурьян, кто трубы вывел от бани в эту реку», — отметил Вагизов.
Несколько лет назад местные жители «отвоевали» место под детскую площадку по улице Белоствольной — ее благоустроили за счет республиканского гранта, который выиграл ТОС. Согласно генплану 1995 года, здесь и вовсе должна была располагаться школа на 400 мест, сообщил председатель.
Однако пока проект обсуждался, участок сдали в аренду — местный предприниматель организовал на нем кроличью ферму. Производство остановилось, а здание до сих пор занимает муниципальную землю.
«Здесь есть площадка, есть земля — сделайте хотя бы Дом культуры. Люди хоть чем-то заняты будут. После школы дети приедут домой и уже здесь будут получать допобразование. Ведь если у ребенка есть кружки в городе, то со школьным автобусом он уже не вернется — ему придется ждать», — заявил собеседник.
В 2021 году после обращений жителей чиновники обозначили участок у моста через Ноксу под строительство школы. К слову, на нем тогда же прошла встреча руководителя исполкома Казани Рустема Гафарова и детского омбудсмена по Татарстану Ирины Волынец с местными.
Спустя два года территорию даже не разровняли — сюда продолжает наваливать горы земли предприятие по дроблению щебня, расположенное по соседству. Оно, к слову, не значится в реестре. За ним — у озера — складируются реагенты и мусор.
«На предприятие привозят строительный мусор, дробят и продают. А за ним складируют реагенты для посыпки дорог в зимнее время. Площадку отсыпали мусором, убранным с дорог в весеннее время», — отметил местный житель Вагизов.
По его словам, эта земля всегда принадлежала городу. Однако в 2016 году на один из участков наложили обременение, потому что ранее его признали захваченным мошенническим способом.
И какая бы не была настойчивость у местных жителей, без желания властей решить все эти проблемы, к сожалению, не получится.