Posted 29 сентября 2023,, 03:54

Published 29 сентября 2023,, 03:54

Modified 29 сентября 2023,, 06:57

Updated 29 сентября 2023,, 06:57

Ненужный рудимент: почему Казань избавляется от кондукторов

Ненужный рудимент: почему Казань избавляется от кондукторов

29 сентября 2023, 03:54
Фото: 1MI
Казанский общественный транспорт переходит на бескондукторную систему оплаты. Правда, пока только в трамваях и троллейбусах. Почему город решился на этот шаг, как будут ловить «зайцев» и дойдет ли прогресс до автобусов — в материале Inkazan.

«Прощай, мы расстаемся навсегда»: как работает транспорт без кондукторов

В Казани продолжается эксперимент по отказу от кондукторов в общественном транспорте. Такая практика хорошо зарекомендовала себя в Санкт-Петербурге и в Москве. В Северной столице кондуктор по большей части выполняет роль контролера, а в Москве их вообще отменили в начале 2000-х годов, заменив на турникеты. Сейчас же и от турникетов в общественном транспорте отказались, усилив контроль и увеличив штрафы за безбилетный проезд. Во многих других российских городах нет даже валидаторов: проезд оплачивается у водителя при входе в первую дверь.

Казанский электротранспорт планирует убрать должность кондуктора с 2021 года. Тогда на маршруте №2 появились первые троллейбусы без билетеров. Девять машин были оборудованы валидаторами, с помощью которых пассажиры могли самостоятельно оплатить проезд. В качестве «пилотного» проект проработал в течение двух лет, после идею вознамерились расширить. Теперь в салонах и на стеклах дверей появились предупреждающие наклейки: «Маршрут работает без кондуктора».

В МУП «Метроэлектротранс» Inkazan сообщили, что бескондукторная система работает в троллейбусах №6, 7, 9, 13 трамваях № 2, 3, 4. Вскоре на нее перейдут трамваи №1, 6 и 8. Всего системой планируется оборудовать 93 единицы транспорта: 48 трамваев, 45 троллейбусов.

Теперь «передавать за проезд» нужно валидатору. Их по три в каждом салоне: на поручне у каждой двери. Платить можно транспортной и банковской картами. Пассажирам с наличными — прямая дорога к водителю. Он принимает как купюры, так и пластиковые карты.

Ловить «зайцев» должны сотрудники контрольно-ревизионного отдела. Его сотрудники в любой момент могут зайти в салон и через свое устройство проверить, платил пассажир или нет. Если оплата была, на экране появится соответствующая надпись. Если нет — заяц пойман.

В этом случае проверяющие предложат купить билет либо покинуть транспорт. Есть еще одна мера воздействия — штраф 300 рублей за безбилетный проезд по статье 5.1 КоАП РТ, но выписать его может только сотрудник полиции. Пока сумма штрафа для безбилетников не выглядит угрожающей.

В 2022 году глава МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков предлагал увеличить ее в 12 раз — до 3,6 тысячи рублей. Идея реализована не была. Урбан-активист Дмитрий Сагдеев в разговоре с корреспондентом Inkazan также заявил, что сумму штрафа нужно увеличить. Хотя бы до 2 тысяч рублей.

По его словам, кроме того, контролеров, как муниципальных служащих, нужно наделить полномочиями выписывать административные протоколы. Тогда, при условии того, что процент «зайцев» будет небольшим, предприятия окажутся в заметном выигрыше.

Говоря о «зайцах», в пресс-службе МУП «Метроэлектротранс» заявили, что опыт работы бескондукторной системы на маршруте троллейбуса №2 показал: процент выявляемых нарушений оплаты проезда неуклонно снижается.

«Если вначале до половины пассажиров могли не оплатить проезд, то сейчас это единичные случаи», — рассказали в МУП.

Стоит отметить, что предложения от кондукторов проехать без билета за меньшую сумму, которую они кладут себе в карман, вряд ли можно назвать единичными. Поэтому и потери от «зайцев» не должны быть сильно заметны.

«Ничего не обещай, ничего не говори»: скоро ли придет очередь автобусов

От кондукторов отказались вынужденно: городу не хватает кадров. Абдулхаков заявлял, что МУП «Метроэлектротранс» не хватает 350 кондукторов, 196 водителей трамваев и троллейбусов. К тому же бескондукторная система выгоднее, ведь валидатору не нужно платить зарплату и гарантировать ежегодный отпуск. Ценные кадры обещают не увольнять: им предложат стать водителями или переквалифицироваться в контролеров.

«Я, в принципе, не особо понимаю существование такой профессии, как кондуктор в 2023 году. Учитывая, что подавляющее большинство давно платит картами, роль кондуктора давно свелась к тому, чтобы таскать по салону валидатор. Обслуживание системы стационарных валидаторов стоит заметно дешевле, как и держать сравнительно небольшой штат контролеров», — считает Сагдеев.

Переход к бескондукторной системе ускоряет положение в отрасли: часть мигрантов, работавших билетерами, разъехались из-за скачков курса рубля, часть сотрудников транспортных предприятий сбежали туда, где проще работать или больше платят, например, в курьеры и на склады маркетплейсов. По словам Сагдеева, переход может пойти на пользу общественному транспорту, сделав его более привлекательным для пассажиров.

«Большое количество людей „стремается“ ездить в общественном транспорте именно из-за наличия кондукторов. Нередко это люди не самого приятного вида, непонятно официально вообще трудоустроенные или нет, которые чуть что не так начинают наезжать, кричать и выталкивать из автобуса. Так что отказ от кондукторов может даже сыграть на руку», — считает он.

В казанском исполкоме на вопрос Inkazan о том, планирует ли город переводить остальной транспорт на бескондукторную систему оплаты, ответили, что сейчас в приоритете вопрос обновления подвижного состава, исчерпавшего свой лимит.

Заместитель директора транспортной компании «Байлык №3», депутат Казгордумы Руслан Юсупов сначала категорически заявил, что его предприятие не планирует отказываться от кондукторов.

«Вы же прекрасно понимаете, что платить никто не будет. Большая часть населения не готова к этому. Менталитет у нас такой, что платить не будут», — сказал он.

На замечание, что на маршруте троллейбуса №2 уровень оплаты при отказе от кондукторов сохранился, Юсупов ответил, что, возможно, у них «свой пассажир». Хотя вряд ли между теми, кто пользуется автобусами и троллейбусами, пролегает большая пропасть.

— Но мы считаем, что это неправильно. Наш пассажир не готов к этому, — сказал Юсупов.

— А когда-нибудь мы придем к этому?

— Придем, когда создадут систему, как в советские времена, когда на остановках проверяли безбилетников, — ответил спикер.

— А если сейчас в автобусе будут работать проверяющие?

— Ну, если будут работать проверяющие, то, может быть, и получится.

— Но у вас планов пока нет? — уточнил корреспондент Inkazan.

— Пока нет. Но я думаю, что в ближайшем будущем все равно придется. Потому что нехватка кондукторов говорит сама за себя. Легче из 2 000 кондукторов сделать 200 проверяющих. Да, наверное, в ближайшем будущем, когда штрафы увеличат, когда будет человек бояться, все это получится.

Из диалога следует, что представитель отдельно взятого транспортного предприятия, обслуживающего автобусные маршруты, необходимость отказаться от кондукторов признает. Что по этому поводу думает Ассоциация автотранспортных перевозчиков Татарстана, нам узнать не удалось: ее представитель Сергей Темляков на запрос Inkazan не ответил.

У «автобусников», впрочем, и без того немало проблем: автобусы выглядят, мягко говоря, неприглядно, пассажиры жалуются на уровень сервиса и складывающие деньги к себе в карман экипажи, сами транспортники — на нехватку средств, угрожая городу транспортным коллапсом. Не исключено, что именно отказ от кондукторов мог бы стать хорошим подспорьем в решении этих проблем.

"