Posted 9 октября 2023, 04:00
Published 9 октября 2023, 04:00
Modified 25 октября 2023, 14:59
Updated 25 октября 2023, 14:59
«Мы идем впереди всех регионов в Поволжском округе по созданию региональных речных перевозок», — заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов на пресс-конференции в августе 2023 года.
Свои слова чиновник подтвердил статистикой: в год татарстанский водный транспорт перевозит 330 тысяч жителей и гостей республики. Ожидается, что в ближайшие несколько лет пассажиропоток достигнет показателя в 500 тысяч человек в год.
Возродить социальные речные перевозки решили с создания акционерного общества «Флот РТ». Компания получила 2 млрд рублей на судна и все имущество предшественника — «Татфлота».
Из выделенных средств 1,1 млрд рублей ушло на два новеньких «Метеора-2020», остальное — на два пассажирских «А217-1», произведенных на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. «Парк будет расширяться», — подчеркнул глава компании «Флот РТ» Роман Лизалин. При этом в планах организации не столько закупка новых судов, сколько работа над состоянием старых.
У татарстанского флота множество проблем не столько на воде, сколько на берегу. Главные водные ворота республики — казанский речпорт — выглядят заброшенными. Начатая в 2005 году реконструкция так и не смогла успешно завершиться. Власти пытаются возобновить работы: даже подписали документы о реновации территории, но ее стопорят 751 гараж и газопровод, нуждающиеся в сносе.
Навести порядок «Флот РТ» пообещал на пристани в Набережных Челнах, но и здесь сроки канут в неизвестности. В список планов также внесли запуск рейсов в соседние регионы и строительство причала на Казанке.
По мнению гендиректора турагентства AVT Travel Азамата Сабирова, на возрождение речных перевозок региону нужно два-три года. Он уверен, что у республики хорошие перспективы, но и серьезные нюансы. Один из главных — низкий уровень воды в реках.
«С одной стороны, речной транспорт надо развивать, но теперь на колесах его надо развивать, получается? Уровень воды катастрофический. Ты не можешь заниматься речными перевозками, если у тебя нет воды в реке», — отметил Сабиров в разговоре с Inkazan.
Возрождение речных перевозок — задача от федерального центра. В августе 2023 года председатель Госдумы России Вячеслав Володин сообщил, что развивать работу судоходного транспорта начнут с регионов, находящихся на Волге — от Астрахани до Ярославля.
Однако Татарстан, по словам главы местного минтранса Ханифова, может развернуться и на восток — вверх по Каме. «До Перми в свое время региональные маршруты ходили», — напомнил он.
По словам гендиректора турагентства «Стен тревел» Леонида Пресса, Кама очень популярна в качестве туристического маршрута, но только среди круизов. И если даже запуск скоростных судов, как «Метеор» или «Валдай», заинтересует жителей, серьезной популярности они не обретут, уверен собеседник.
«Прогулочные — да: где приятно посмотреть на берега, постоять на свежем воздухе. На „Метеоре“ вы тоже можете выйти на свежий воздух, но скорость большая, там сдувать будет. Самая приятная скорость для прогулок — 30 километров в час», — отметил Пресс.
В настоящее время в Татарстане организованы десять социально значимых маршрутов. В 2023-м Казань впервые за 19 лет наладила регулярное водное сообщение с Ульяновском. «Метеор», разгоняющийся до 70 километров в час, спускается на воду три раза в неделю. Путь протяженностью 220 километров судно преодолевает за 3,5 часа.
«Это совершенно новое приключение», — поделился своими впечатлениями от первой поездки председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов.
Остро встал вопрос цены билета по маршруту: для взрослых он составил 1,5 тысячи рублей, а для детей и участников СВО — 1 тысячу. Возмущенных этим жителей успокоил глава Татарстана Рустам Минниханов, пообещавший просубсидировать поездки минимум на год. Для этого Татарстану и Ульяновской области к следующему сезону придется найти 30 млн рублей.
Намного бюджетнее казанцам обходится 140-километровая поездка до Чебоксар. На подводных крыльях чувашского «Валдая» в соседней регион можно добраться за 2-3 часа, потратив 600 рублей. В октябре по этому направлению попробовали запустить татарстанский «Метеор».
Да, километраж у рейсов до Ульяновска и Чебоксар разный, но даже исключая это движение на «Метеоре» обходится пассажирам дороже. Руководитель аппарата АО «Флот РТ» Руслан Ганеев объяснил: «Валдай» полностью субсидирует Чувашия, а «Метеор» — пока чистая коммерция. Именно поэтому так сильно разнятся цены.
«В будущем, когда „Метеор“ тоже начнет субсидироваться, цена, конечно же, будет намного ниже и конкурентоспособнее. Пока причины только в этом», — сказал он в разговоре с Inkazan.
С сентября два раза в день по воде курсирует еще одна татарстанская «рабочая лошадка» — 176-местное судно «А-217». По словам Ганеева, в настоящее время его приспособили только для прогулочных перевозок — «А-217» разгоняется лишь до 25 километров в час. Гендиректор Зеленодольского судостроительного завода Александр Филиппов заявил, что в республике такое транспортное средство необходимо для коротких рейсов: например, для дачников.
«А-217», как и «Валдай», пока не субсидируют. А потому, очевидно, что популярностью среди жителей, который рассматривают водный транспорт в качестве одного из вариантов пути до соседнего берега, пользоваться не будет.
Ганеев заверил, что в планах «Флота РТ» еще одна закупка «А-217». Кроме того, до 2024 года Зеленодольский судостроительный завод якобы планирует построить два «Метеора», в 2025-м — еще два.
«Все должно быть на балансе — и социальные перевозки, и субсидированные», — заключил собеседник.
Председатель госкомитета по туризму Иванов отмечал, что максимальное количество гостей республики планируют привлекать через туры по Волге. Однако гендиректор AVT Travel Сабиров заметил, что скоростные суда неудобны для долгих путешествий — максимум 2-3 часа.
По мнению Пресса, популярность малочасовых прогулок по воде зависит от цены билета. «Полторы тысячи до Ульяновска на „Метеоре“? На машине до Ульяновска ехать те же три часа, а позже еще и трасса будет. На машине намного дешевле», — заметил собеседник.
Гендиректор турагентства не верит в возрождение речных перевозок. По его мнению, это сложно сделать из-за короткого навигационного сезона, да и в тех же «Метеорах» Пресс не видит серьезной конкуренции автомобилю.
Сабиров, в свою очередь, уверен, что для выполнения федеральной задачи у Татарстана слишком мало судов. И ситуацию не спасут даже четыре новых «Метеора», которые планируют произвести до 2025 года. «Китайцы к 2025 году уже 400 „Метеоров“ произвели бы по всей республике», — отметил собеседник.
«Во времена Союза в Казани с утра до вечера можно было куда угодно из речпорта добраться. Помню, стояли „Москва-80“, „Метеоров“ штук 40. Сейчас просто слезы — то, что мы видим», — сказал Сабиров.
Он уверен, что «Метеор» живет — будь здоров, но с сомнительной окупаемостью.
Татарстан заметно пытается конкурировать с Нижегородской областью, которая четыре года назад спустила на воду свой первый «Валдай». В настоящее время внутри области и между регионами курсируют пять судов. Связать Нижний и Казань планируется с 2022 года.
Недавно губернатор области Глеб Никитин доложил президенту Владимиру Путину об успешной работе местного флота. В городе запустили первый электрокатамаран «ЭкоходЪ» и прогулки на «Соталии». Новые «Метеоры» собственного производства должны помочь Новгороду настроить навигацию до Ульяновска, Костромы и Ярославля.
Проигрышную позицию Татарстана в речной истории можно связать с неудачной деятельностью «Татфлота». В отношении компании систематически открывали дела о банкротстве: только по итогам 2022 года чистые активы оператора ушли в «минус» на 37,49 млн рублей.
«Татфлот» плохо организовывал продажу билетов. В начале сезона дачники даже решили бойкотировать компанию из-за отсутствия онлайн-касс. Главный прибрежный объект Татарстана — казанский речпорт — так и не дождался полноценного ремонта. Кроме того, в столице республики дефицит водных заправок и стоянок: местным яхтам даже приходилось зимовать в соседних регионах.
«Как развивать водный транспорт, если тебе его заправлять надо, где-то стоять надо?», — возмутился Сабиров.
Для Татарстана актуальна и проблема дефицита кадров. По мнению Сабирова, это связано со сложностью получения водительских удостоверений для перевозки пассажиров на речном транспорте.
«Чтобы его получить, нужно чуть ли на два года в каком-то училище учиться. То есть таксистом ты водишь машину и ничего особого тебе не надо проходить, а на малогабаритных судах нужна лицензия. Ее в Казани никто не дает — только в Самаре», — отметил гендиректор турагентства.
Вот так просто, находясь, казалось бы, в выигрышной позиции — на слиянии Волги и Камы — «Татфлот РТ» уступил соседу. Теперь все надежды на «Флот РТ».