Posted 11 января, 15:06
Published 11 января, 15:06
Modified 11 января, 17:12
Updated 11 января, 17:12
Платную скоростную трассу М-12 открыли 21 декабря. Дату за полгода до этого озвучил вице-премьер правительства страны Марат Хуснуллин. Поэтому ни о каких задержках и речи идти не могло: есть ли там заправки, сеть, инфраструктура — вряд ли кого-то серьезно волновало.
И это при том, что власти сразу обещали, что ежедневно по дороге будут проезжать 10 тысяч машин. Главное, чтобы был асфальт. А он к моменту открытия был. Стоимость одного километра дороги обошлась в 1 млрд рублей, а вся дорога — в 900 млрд рублей.
«Такой дороги я не видел — это другое понимание. Четыре службы сервиса посетил, заправился — все продумано. Автоматическое снятие денег тоже работает. Все на высшем уровне», — заявил он на церемонии.
На удивление, плюсы в открытии дороги нашел даже министр экологии Татарстана Александр Шадриков. Хотя местные жители и возмущались, что теперь у них под окнами вместо пения птиц будет шум китайских фур, Шадриков заявил, что новая дорога поможет экологии, так как разгрузит трассу М-7 от пробок, а, соответственно, и лишних выхлопов будет меньше.
Проблемы начали вскрываться сразу после открытия. Вначале это были мелочи: на баннере с тарифами заметили ошибки. Сергач написали с мягким знаком в конце, хотя он там не нужен. В названии Судогды пропустили вторую «Д». Госкомпания «Автодор» пообещала все устранить.
Позже стали всплывать более масштабные проблемы. И автолюбители устроили в комментариях под публикациями «Автодора» книгу жалоб и предложений. Главное — машины стали застревать в пробках на АЗС, которых по маршруту немного. В этом случае проблема была, скорее, в водителях, которые заправлялись, оставляли машины на колонке и шли обедать.
После шумихи «Автодор» обратился к автомобилистам и попросил не создавать очередей. Даже дали правила действий: заполнить бак — освободить колонку — заниматься своими делами. Когда и это не помогло, то «Автодор» просил и вовсе не заправляться на трассе, а точнее выезжать на М-12 уже с полными баками.
После всех недовольств пресс-служба «Автодора» заявила, что на трассе планируют ускорить строительно-монтажные работы, чтобы запустить новые АЗС. Вся инфраструктура для этого — с парковками и съездами — уже создана. Сейчас на М-12 работают 18 многофункциональных зон и четыре контейнерные заправки. В общей сложности предусмотрено размещение 32 таких точек.
В пресс-службе «Автодора» Inkazan уточнили, что за новогодние праздники по трассе М-12 проехали 740 тысяч раз. А с открытия участка от Москвы до Арзамаса в сентябре 2023 года зафиксировано 6 млн проездов. Всю необходимую инфраструктуру хотят достроить в 2024 году.
Также редакция Inkazan направила запросы в «Газпром нефть» и «Татнефть», АЗС которых работают на трассе, чтобы узнать, в чем заключалась проблема и были ли приняты какие-либо меры для ее решения. Ответа пока не было.
Судя по сообщениям в соцсетях, все новые технологии тоже не заработали до конца. У водителей возникали проблемы оплатой проезда, хотя им обещали, что все будет проходить без остановок. Так, у одного мужчины из четырех проездов транспондер без проблем сработал лишь раз. В Москве на выезде пришлось прибегнуть к помощи специалиста. У другого дважды списались средства за проезд по участкам, которыми он не пользовался.
Также водители жаловались, что М-12 плохо чистят от снега, и даже после уборки дорога все равно скользкая, а время проезда вместо обещанных 6 часов порой достигает 9 часов.
Автоэксперт Роман Гуляев в разговоре с корреспондентом Inkazan рассказал, что перед Новым годом он проехал по трассе М-12 от Москвы до Казани и буквально недавно — от Казани до Москвы.
«В первом случае мы встали на заправку в районе Мурома, время ожидания заняло полчаса, действительно очереди были огромные. На мой взгляд, эти очереди можно было бы сократить минимум в два раза, если бы заправка работала нормально, если бы работали все колонки и заправщики», — говорит он.
На обратном пути возникла другая проблема: на протяжении 200 километров заправки не было вообще. Также Гуляев обратил внимание на то, что вдоль всей дороги практически отсутствуют места, где можно просто остановиться. В результате люди стоят на обочине, чтобы покурить или сходить в туалет.
По его словам, подобная проблема была на платной трассе Москва-Петербург. Ее удалось исправить за два года. Но дело в том, что до Санкт-Петербурга самый большой платный участок — 500 километров, а до Казани — 800 километров, и бака на это уже не хватает.
По словам Гуляева, добраться до Казани ему удалось за 6 часов. Раньше время в пути занимало 10 часов, поэтому, считает эксперт, смысл в дороге есть.
При этом юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем считает, что преодолеть дорогу за такое время практически невозможно, поэтому и смысла в ней нет.
«На мой взгляд, проще ехать поездом. Если нужна машина передвигаться по Москве — есть каршеринг, такси. Есть смысл только для грузовых машин, потому что они доставляют продукты питания, вещи какие-то и так далее, но плата за дорогу отразится в итоге на конечных пользователях», — считает он.
Что касается плохого качества уборки дороги от снега, то, по словам главного редактора автомобильного портала Quto.ru Максима Ракитина, эта проблема есть на всех платных трассах.
«По своему опыту могу сказать, что, например, на ЦКАДе левые ряды в некоторых местах заметены и ехать очень неприятно. Когда мы ехали по М-12, был сильный снег. Правая полоса в некоторых местах была сильно заметена. Учитывая, что трасса была не очень загружена, это не большая проблема. А вот если бы появились грузовики…» — рассуждает Ракитин.
Ростовский политолог и журналист Григорий Миронов рассказал Inkazan, что даже на юге страны, трассы страдают от снега, и, как следствие, от пробок. Но там его не плохо чистят, а не чистят вообще.
«Зимой для наших властей и для служб всегда неожиданно выпадает снег. В этом году на новогодние праздники была маленькая пробка лишь потому, что снега было не так много. Но зима еще не закончилась, поэтому нас только все ждет», — говорит он.
По словам Миронова, проблема не решается десятилетиями. Сейчас вокруг города появилось много платных дорог, они заполонили всю область. И люди, пытаясь объехать их, едут чуть ли не проселочными дорогами, где тоже образуются пробки
«М-4 „Дон“ в Ростовской области, особенно участок на подъезде к Ростову в 100 километров, он постоянно проблемный. И хоть власти и уверяют, что они каждый год с этим борются, они ничего существенного не добились. Единственные, кто работают, — это МЧСники, которые своими руками эти машины из сугробов толкают», — говорит он.
По словам представителя Федерации автовладельцев России Дмитрия Золотова, он успел проехать по платной дороге лишь до Владимира, но и там трасса была не убрана.
«Новая дорога, возможно, для нее еще не закупили технику. Но то, что водители жалуются, — это правильно, они платят за проезд деньги, они хотят ехать по нормальной, безопасной дороге», — считает Золотов.
По мнению Золотова, окупаться М-12 будет очень долго. И, по-хорошему, ее должно было строить государство, а не частная компания, которая будет на этом зарабатывать.
«Построить дорогу — одно, но теперь же ее нужно обслуживать. Теперь компания может в любой момент поднять стоимость, ссылаясь на то, что дорожают материалы. Но если уже построили так, то государству нужно четко контролировать этот вопрос», — заявил он.
Напомним, что изначально предполагалось, что поездка на легковом автомобиле от столицы России до столицы Татарстана обойдется 5-6 тысяч рублей. Однако, когда этот вопрос прозвучал на «прямой линии», Путин заявил, что ему обещали цену в 3-4 тысячи рублей. В итоге поездка до Казани обходится 4 481 рубль.
Очевидно, что если бы цена была выше, то и здесь был бы очередной скандал. Пока все идет по накатанной: начали за здравие, а закончили за упокой.