Posted 1 февраля, 03:50

Published 1 февраля, 03:50

Modified 1 февраля, 03:50

Updated 1 февраля, 03:50

Уборка снега в Казани

«Они не смогли». Почему Казань проигрывает снегу и помогут ли штрафы и унижения

1 февраля 2024, 03:50
Фото: 1MI
Уборка снега в Казани
Казань продолжает бороться с последствиями снежного апокалипсиса. Город, как барон Мюнхгаузен, пытается вытянуть себя из сугробов. Не получается до сих пор. Мэрия винит в этом водителей, бросающих машины «на месте преступления», но только ли в них дело — разбиралась редакция Inkazan.

Сколько снега выпало в Казани

За весь январь в Казани выпало 80,7 мм осадков. Это 175% от месячной нормы. Больше всего снега пришлось на 19 и 20 января, по 19 и 15 мм соответственно. Горожане могли бы подумать, что с тех пор он лежит на улицах. Но с 17 января с казанских дорог вывезли 430 тысяч тонн снега.

«В первые дни мы даже не могли оценить масштаб бедствия, потому что снег шел безостановочно. Когда подсчитали, оказалось, что только на дороги первой и второй категории, без поселков и дворов, выпало более 1 миллиона тонн снега», — сказал мэр Казани Ильсур Метшин.

В «рядовые» зимы город вывозит из города по 650 тысяч тонн снега. В этом январе за неделю выпало столько же, сколько обычно падает за пять месяцев. План «Буран» городу не помог. Оказалось, что купленные «Барсы» — просто котята перед лицом стихии, пришедшей в Казань.

Сейчас городу не хватает тяжелой техники, хотя на дороги каждые сутки входит по 1 100 единиц. Столица Татарстана арендует машины у предпринимателей. Но сколько бюджетных денег тратят на это, мэрия не говорит. Получить помощь от других регионов город не может: снег выпал не только в Казани, поэтому тяжелая техника — на вес золота, она нужна всем.

Если раньше местные власти могли позволить себя взять оборудование, например, у «Автодора», то с открытием скоростной трассы М-12 «Москва-Казань» стало понятно, что этот ценный актив компания раздавать больше не будет. Даже за деньги.

Виновный найден

Проблемы М-12 Метшин привел в пример. Якобы там — открытое и продуваемое пространство, и то «Автодор» боролся с непогодой неделю. А в Казани всем мешают… автомобилисты.

По словам главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани Альберта Салихова, качественной уборке снега днем препятствует транспортный трафик, а ночью — припаркованные машины. Чтобы расчистить поперечные улицы в районе, их будут перекрывать.

Пока город и без этого два раза в сутки стоит в пробках, доходящих в 10-баллов. Если вы вспомните, когда вам удалось доехать до работы без проблем, у вас очень хорошая память.

«Избавиться» от нерадивых автомобилистов Казани помогает ГИБДД. В дни метели в городе эвакуировали более 500 неправильно припаркованных автомобилей. Хотели больше, но возможности гаишников тоже ограничены.

Замглавы исполкома Игорь Куляжев в очередной раз попросил водителей не бросать машины вдоль обочин. Якобы из-за них некоторые улицы до сих пор не удается очистить.

Только штрафы и унижения

Казанский урбан-активист Дмитрий Сагдеев также считает, что одна из причин, по которой город до сих пор утопает в снегу, — хаотичная парковка. Снегопад, уверен он, в очередной раз подсветил проблему низкой культуры вождения на казанских дорогах.

«Об этом говорят как казанцы, так и иногородние. Одно время с проблемой боролись установкой камер, но вскоре люди начали „вопить“, что их лишают денег, и все сошло на нет. Но, к сожалению, есть пласт людей, которые по-другому не понимают. В их отношении работают только штрафы и унижения. Они думают только о себе. На остальных им наплевать», — считает Сагдеев.

В качестве одного из примеров эксперт привел ТЦ «Франт», где горожане бросали машину просто на дороге, потому что ТЦ не расчистил свою парковку.

«Теоретически то, что они не могут заехать на парковку, — это их проблема. Они сами должны думать, где припарковаться. Но люди думают только о себе, поэтому просто бросают машины вдоль дороги, блокируя проезды, пешеходные переходы, оставляя машины на трамвайных путях», — рассказал Сагдеев.

Еще одна проблема, по мнению урбан-активиста, — плохая координация между ведомствами исполкома. В Казани уборка снега находится в компетенции комитета внешнего благоустройства, который подчиняется Куляжеву, а общественный транспорт управляется комитетом по транспорту, что подчиняется Ильдару Шакирову.

Например, трамвайные пути находятся в ведомстве МУП «Метроэлектротранс», но у него не было возможности, со своими двумя тракторами расчистить все рельсы.

«Они не смогли оперативно провзаимодействовать с комитетом внешнего благоустройства, чтобы им прислали дополнительную технику. Ее дали чуть ли не на третий день», — говорит Сагдеев.

Третья проблема — нехватка кадров. Сагдеев считает, что даже на случай форс-мажора городу важно иметь в запасе «фоновые» процессы. Например, большое число водителей и тракторов. Чтобы в авральные дни они могли выйти на уборку улиц.

«Можно было бы оплатить желающим курсы получения прав на трактор с обязательством выйти на определенное количество таких человеко-часов во время авралов, то есть „целевое обучение“. Если за 5 лет человек не выйдет, когда звали, ни разу, то возникнут обязательства оплатить пройденный курс из своего кошелька», — считает он.

Неправильная организация

По словам Юлии Антоновой, исполнительного директора Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, Казань — один из немногих городов России, в котором качество уборки дорог и содержания улиц находится на достаточно хорошем уровне.

Эксперт отмечает, что на это влияет несколько факторов. Главный из них — наличие специально разработанной для города технологии зимнего содержания дорог и улиц. В ней учитываются особенности конкретного города, протяженность и категорийность дорог, рельеф, климатические данные, состав инфраструктуры. Также важны технология уборки, которую выбрал город, и тип используемых противогололедных материалов.

«Что касается Казани, то в городе пока используется не самая современная технология уборки, которая предусматривает применение противогололедных материалов уже после окончания снегопада. Современные материалы используются, но в небольшом количестве, поэтому в масштабах города это незаметно», — считает Антонова.

При этом спикер отмечает, что даже при 100% обеспеченности всеми ресурсами, расчет необходимого количества уборочной техники и людей производится по среднему значению. Поэтому в пиковые значения техники и людей, конечно, не хватит.

«Но власти Казани приложили все необходимые усилия для ускорения ликвидации последствий сильнейших снегопадов: работа дорожных служб осуществляется круглосуточно, привлечены дополнительные ресурсы. Припаркованные автомобили вдоль дорог действительно очень мешают эффективной уборке, зачастую делая это невозможным», — говорит эксперт.

По мнению Антоновой, выход из данной ситуации сегодня — это активное привлечение ГИБДД, которая могла бы обеспечить временное ограничение парковки вдоль улиц. В этом случае потребуется привлечение эвакуаторов, которые будут перемещать автомобили на уже расчищенную территорию. Конечно, это возможно, если оставленных автомобилей — единицы.

«В Казани стоит оптимизировать организацию парковки вдоль дорог, например, установив разрешающие знаки по одной стороне по четным числам, по другой стороне по нечётным. Это даст право ГИБДД эвакуировать мешающие автомобили, что уменьшит количество нарушителей», — советует эксперт.

По словам юриста Федерации автовладельцев России Владлена Копвиллема, несколько лет назад на улице Адоратского стоял знак о парковке по четным и нечётным дням. Сейчас от этой практики отказались. По его мнению, такие знаки можно было бы устанавливать в начале ноября и убирать в конце марта. Это решило бы проблему.

«Если бы все правильно организовали, то проблем бы не было. У нас двор только вчера убрали. В Казани дела с парковками и так идут очень тяжело. Платных в городе — чуть больше 8 тысяч, а остальные водители стараются ставить машины во дворах, около дома. Но там тоже ТСЖ и управляющие компании, поэтому ты нигде особо не припаркуешься», — говорит Копвиллем.

Сейчас дорожные службы продолжают работать в усиленном режиме. Городу еще предстоит привести в порядок дороги второй и третьей категории, тротуары и общественные пространства. До них руки еще не дошли. Тех, кто сам убирал дворы, Метшин предложил «поощрить рублём» и не брать с них деньги за содержание дворов. Возможно, эти рубли возьмут у тех, кто неправильно парковался на дорогах.

"