С 1 сентября 2025 года из школьной программы 6–8-х классов исключат обществознание. Изучать предмет будут в 9 классе, один раз в неделю. Сейчас общее число часов «общества» составляет 136, а после изменения сократится до 34, при этом курс обещают сделать более практикоориентированным.
Отодвинуть обществознание на второй план пришлось из-за решения минпросвещения почти в полтора раза увеличить количество уроков истории. Теперь ее будут изучать не 340 часов, а 476.
Профессор кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Сергей Толкачев предположил, что это также связано с содержанием нынешних курсов обществознания, «базирующихся на либеральных идеях стран Запада, той цивилизации, которая отошла от консервативных ценностей, исповедуемых ныне в России».
Какие последствия могут быть у этого решения? Во-первых, школьники будут менее подкованы в правовых моментах. Культуролог и культурный аналитик Анна Осадчая отмечает: обществознание дает хотя бы минимальные юридические основы, чего сегодня критически не хватает россиянам.
В пример она привела большое количество случаев, когда люди ведутся на обман мошенников: отдают свои пароли, паспортные данные и другую конфиденциальную информацию.
«Поведению в таких ситуациях и нужно учить в школах. Она должна готовить в первую очередь ко взрослой жизни, а не давать какие-то абстрактные знания, которые мало применимы на практике», — сказала эксперт.
Во-вторых, обществознание является одним из популярных предметов для сдачи как на ОГЭ так и на ЕГЭ, а содержательные изменения курса, вероятно, приведут к изменению самих экзаменов, отмечает преподаватель в онлайн-школе «100балльный репетитор» Анастасия Коржева.
«Возможно, из-за уменьшения именно теоретического материала экзамен станет более практико-ориентированным. Например, в ОГЭ по обществознанию уже есть задание на финансовую грамотность, которое предполагает не столько знание экономической теории, сколько понимание финансовой безопасности», — говорит Коржева.
Это можно рассматривать с положительной стороны: школьникам придется решать обществоведческие задачи, а не просто изучать большое количество теоретического материала.
С 1 сентября этого года для учеников старших классов вводится предмет «Семьеведение». Он будет проходить в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном» или внеклассной работы. Школьников будут учить «понимать и слышать друг друга», на уроки планируется привлекать психологов и многодетные пары.
«Это очень важно. Потому что лодка любви разбивается о рифы быта, когда мы не умеем слышать друг друга; когда мы не понимаем, что нет моего мнения или мнения мужа, есть наше мнение; мы должны договориться, чтобы принять единое решение, и быть счастливы, потому что мы вместе это решили», — сказала первый зампред комитета нижней палаты парламента по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая.
Эксперты расходятся во мнении: одни считают, что предмет важен, вторые — что семейным отношениям научить нельзя, третьи — что предмет может принести пользу, только если его будут подавать через семейное право.
Так, общественный деятель, автор книги «Дом как маленькое государство» Диана Ходаковская отмечает, что этот предмет сейчас актуален как никогда.
«Сегодня к нам приходят из других культур традиции и идеалы, которые не отражают нашей действительности. В период глобализации разрушаются устои. Нам говорят, что можно всю жизнь прожить одному, не заводить семью и детей, и это будет нормой. Но с такими ценностями мы теряем ключевое — краски жизни», — говорит эксперт.
По мнению Ходаковской, новый предмет может стать для учеников 9 — 11 классов дополнительной нагрузкой, но если его подать правильно и интересно, то он, наоборот, будет глотком свежего воздуха между подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ.
А ученый, кандидат экономических наук Сергей Гатауллин считает, что человеческая жизнь, а тем более в разрезе семейных отношений, слишком сложна и многогранна, чтобы пытаться транслировать опыт поколений в рамках одного школьного предмета.
«Задача государственного масштаба заключается не в изменении названий школьных уроков, а в создании достаточного слоя грамотных и образованных граждан, которые могут разобраться в любой проблеме, то есть получивших качественное фундаментальное образование», — говорит Гатауллин.
Кандидат юридических наук, доцент Кафедры правого регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Наталья Матвеева подчеркивает: существует самостоятельная отрасль права — семейное право. Предметом являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства и принятия детей на воспитание в семью.
И если преподавание «Семьеведения» будет вестись через семейное право, это может принести плюсы, в том числе частично заменить обществознание, которое собираются исключить.
Основными темами, по словам Матвеевой, могут стать такие, как брак — понятие, условия и препятствия для вступления, порядок заключения и правовые последствия; прекращение брака, основания и порядок его расторжения, — личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, а также, например, алиментные обязательства.
«Школьники смогут познакомиться с правовыми аспектами данных вопросов, а также с моральными; задумаются в каком возрасте следует создавать собственную семью и продолжать свой род», — говорит Матвеева.
В прошлом году замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Алексей Диденко предложил вернуть в школы и вузы «Домострой». Это своего рода учебник по домоводству, этикету, семейной этике, воспитанию детей, домашней и общественной православной жизни. Вот только написан он был в 1547 году и уже лет как 200 «вышел из моды».
Нет, в этом году «Домострой» в школах не появится. Но давайте подумаем, что бы могли изучать на уроках, за основу которых взято руководство по избиению домашних.
По словам автора проекта про семейные ценности «Дыхание семьи» Елены Ефремовой, в книге есть положительные моменты, например, «дети воспитывались в строгости, за их воспитание отвечали оба родителя». В любом мире это идеальная картинка, считает Ефремова, но многие устои все же устарели.
«Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить рекомендовали в крайних случаях — если разговоры не подействовали», — напоминает эксперт.
Сергей Гатауллин уверен: инициатива с возвращением «Домостроя» — лишь способ засветиться в новостной повестке.
«Апеллирования политиков к разного рода околопоповскому бреду, направленному на гендерную дискриминацию, выглядит исключительно как самопиар на резонансной, причем только за счет своей глупости, теме, никакого отношения к решению реальных государственных проблем не имеющей», — говорит ученый.
Положительный эффект от занятий, по мнению Дианы Ходаковской, удастся получить, если советы и темы, поднятые во время уроков, будут современными и актуальными.
«Сегодня появляется множество мемов, в которых дети ищут „красную воду“ для борща или „розовый майонез“ для салата со свеклой. Все это говорит о том, что подрастающее поколение буквально оторвано от бытовой реальности», — говорит автор книги «Дом как маленькое государство».
На этом трансформация школьной программы не завершаются. С 1 сентября одним из обязательных предметов с 1-го по 9-й классы станет «Труд (технология)». Мальчиков будут учить столярничать, девочек — готовить, кроить и шить. А привычные ОБЖ заменят «Основами безопасности и защиты Родины». В 5-8 классах уроки будут теоретические, в 10-11 перейдут к практике: учащихся ждет тактическая, огневая, инженерная, военно-медицинская и техническая подготовка.
Изменения коснутся даже физкультуры. В программу добавят модуль «Гольф». Он, как считают в минпросвещения РФ, способствуют формированию у учащихся чувства патриотизма и еще многих хороших качеств. О том, как спорт, зародившийся в Шотландии, сможет развить чувство патриотизма, не без сарказма высказался депутат Госдумы. Помимо гольфа, будут обучать компьютерному спорту, чирлидингу и биатлону.
Сегодня мнения экспертов расходятся, но, возможно, все будет не так плохо. В любом случае подводить итоги будем только по окончании следующего учебного года.