Во вторник, 7 мая, Владимир Путин официально вступил в должность президента, начав отсчет пятого срока на посту главы государства. В речи после инаугурации он выразил уверенность, что Россия пройдет «трудный, рубежный период». Позже — подписал указ о национальных целях развития. Документ рассчитан до 2030 года с перспиктивой еще на шесть лет вперед. С его содержанием можно ознакомиться здесь.
Следующим шагом после инаугурации президента стала отставка правительства. Все министры во главе с премьером остались на своих должностях до утверждения нового состава кабмина. 10 мая стало известно, что Путин намерен оставить Михаила Мишустина в должности премьер-министра. В тот же день Госдума утвердила его в этой должности. 11 мая Мишустин передал на рассмотрение нижней палаты парламента свои предложения по формированию кабмина.
Комментируя свои шансы оказаться в новом составе правительства, вице-премьер и выходец из Татарстана Марат Хуснуллин говорил: «Доверят работать дальше — с удовольствием буду работать. Не доверят — буду заниматься чем-то другим». Мишустин предложил оставить его в должности, равно как и другого выходца из республики, главу минстроя страны Ирека Файзуллина. Ряд министров руководитель кабмина все же планирует сменить.
Предложения Мишустина таковы: пост первого вице-премьера отдать Дмитрию Мантурову, а его должность министра промышленности — губернатору Калининградской области Антону Алиханову, кресло министра энергетиги — главе Кузбасса Сергею Цивилеву, министра транспорта — губернатору Курской области Роману Старовойту, министра спорта — главе Хабаровского края Михаилу Дегтяреву.
Если губернаторы перейдут в правительство, выборы в перечисленных регионах состоятся этой осенью. Впрочем, предложения Мишустина должна одобрить Госдума — процесс завершится на следующей неделе. Когда назначат глав минобороны, ФСБ, МВД, МИД, МЧС и минюста, пока неясно — это решение принимает президент после консультации с Советом Федерации.
В начале недели центр Казани несколько раз перекрывали ради репетиции парада Победы, и каждый раз он застывал в пробках. 9 мая, несмотря на холод и снег, на площади Тысячелетия прошел парад. Ряд регионов отменили праздничные мероприятия из соображений безопасности. Но, как сказал глава Татарстана Рустам Минниханов: «Если мы праздники не будем проводить, значит, мы не совсем победили».
Салют, впрочем, отменили во всех населенных пунктах Татарстана — якобы сложно обеспечить безопасность в толпе. Что примечательно, 11 мая в городе прошел Казанский марафон, во время которого толпа из шести тысяч человек бежала по перекрытым улицам города. Впрос об его отмене из соображений безопасности публично не поднимался — разве властям не жалко бегунов?
Но вернемся к 9 Мая. Татарстан не стал следовать примеру ряда соседних республик, которые ограничили продажу спиртного в День Победы. За исключением Альметьевска — там о введении такого запрета попросили сами жители, власти пошли навстречу. Еще в одном городе Закамья — Набережных Челнах — не обошлось без скандала.
Мэрия автограда пообещала, что в праздник общественный транспорт станет бесплатным. Горожане в соцсетях пожаловались на то, что в некоторых автобусах плату за проезд все же тревовали — мэрия это опровергла, — и что некоторые маршрутчики не выходили на линию, не желая возить людей бесплатно — об этом в администрации речь не завели.
Неспокойным день выдался в соседней Башкирии. Глава республики Радий Хабиров сообщил, что украинский беспилотник атаковал завод «Газпром нефтехим Салават» — никто не пострадал, но загоревшейся насосной станции потребовался ремонт. Позже Хабиров скажет — атака, скорее всего, не последняя. Хотя раньше вражеские беспилотники дальше Татарстана не залетали.
Длинные майские праздники часть татарстанцев планировали провести на воде — пассажирская навигация по рекам стартовала еще в конце апреля, в том числе обещанные рейсы «Метеоров» в Болгары и Ульяновск. С «Метеорами», впрочем, вышла незадача: один попал в шторм и отправился на ремонт — возобновить рейсы планируют 17 мая, — второй ушел на «профилактические работы» — власти признали, что судно требует доработки.
Для недавно образованного «Флота Татарстана» — наследника провального «Татфлота» — это первый полоценный навигационный сезон, который начался комом. Глава компании Роман Лизалин не отчаивается, его подчиненные в Telegram-канале пытаются убедить татарстанцев не падать духом, но имеем что имеем. «Флоту Татарстана» достались старые суда «Татфлота» и два «Метеора», вопросы к которым появились давно.
Пока остается надеяться на нижегородцев, которые куда бодрее возрождают речные перевозки. О том, что ждет «Флот Татарстана», рассказали здесь.