Posted 24 мая, 04:00

Published 24 мая, 04:00

Modified 24 мая, 04:00

Updated 24 мая, 04:00

«Была возможность заработать, теперь нет». Куда пропадают автобусы в Казани

«Была возможность заработать, теперь нет». Куда пропадают автобусы в Казани

24 мая 2024, 04:00
Фото: 1MI
Жителей Авиастроительного района без предупреждения лишили важного автобусного маршрута №37. Местные возмущены: их будто отсоединили от города, ведь теперь добраться на противоположный берег Казанки без пересадок невозможно. Кого винить в случившемся — властей или перевозчика? Разбирался Inkazan.

«Фильм ужасов»: почему исчез автобус №37

Автобусный маршрут №37 начал «загибаться» осенью 2023 года. А он, к слову, один из самых протяженных в городе — 28 километров. Путь в 50 остановок от жилого массива «Сухая река» в Авиастроительном районе до «Фермы-2» в Приволжском, по словам жителей, общественный транспорт преодолевал более двух часов.

В октябре казанцы заполонили местные соцсети десятками сообщений о том, что интервал движения рейса увеличился с привычных 15 минут до получаса, а уже к декабрю при температуре в -20 градусов жителям приходилось ждать автобус и по 1 часу. В феврале 2024-го волна недовольств достигла «пика»: на маршруте остался 1 из 18 автобусов, а периодичность его езды достигла 2 часов 55 минут.

«Табло показывает „Фильм ужасов“: то 50 минут, тут же меняет на 5 минут и резко на 45. Такое ощущение, что автобус исчезает. Понятно одно: не тот человек стоит во главе автотранспорта. Только когда это поймут наверху и примут меры?» — возмутилась тогда в группе «Общественный транспорт Казани» Нина Лобанова.

Обслуживал автобус №37, по данным транспортного комитета исполкома, ИП Гилязов Роберт Анварович. По данным «СПАРК-Интерфакс», ведомство заключило госконтракт с перевозчиком в 2018 году. Спустя пять лет — в 2023-м — срок действия сотрудничества подошел к концу, в связи с чем сторонам пришлось заключать новый договор сроком еще на одну пятилетку — до 2028 года.

Но вот неудача — в марте 2024-го контракт преждевременно разорвали по соглашению сторон. Тогда же в мэрии жителям пояснили, что изначально маршруту не хватало водителей, из-за чего транспорт стал выезжать в меньшем количестве. А после он просто перестал себя окупать.

«Закупка и лизинг автобусов — проект дорогостоящий, у перевозчиков такой возможности нет, и для обновления более 200 автобусов требуется помощь из бюджетов. Иначе для оплаты лизинга перевозчики вынуждены будут поднимать стоимость проезда, против чего выступают ведомства и жители», — прокомментировали ситуацию в администрации.

Наиболее остро «отмену» автобуса №37 ощутили жители Сухой реки. В марте они даже записали видеообращение к властям, заявив, что подросткам приходится бросать секции из-за отсутствия маршрута, а сотрудникам заводов, до куда ездил общественный транспорт, собираться группами и вызывать дорогостоящее такси. К числу недовольных присоединились и садоводы.

«Что за ерунда»: как мэрия пытается решить «автобусный» вопрос

В том же марте в ответ на возмущения пассажиров мэрия Казани пообещала провести новый конкурс на определение перевозчика по маршруту №37. А пока для общественного успокоения власти решили запустить ему альтернативу — автобус №37а.

Однако нововведение вовсе не удовлетворило горожан: новый рейс, следуя до станции метро «Авиастроительная», позволил жителям Сухой реки лишь выезжать из поселка. Путь до центра города или РКБ, до куда ранее курсировал автобус №37, стал для местных дороже как минимум в два раза — все из-за пересадок.

Спустя два месяца казанцы лишились и этого автобуса. Мэрии вновь пришлось объясняться: как оказалось, на проведенный дважды конкурс на обслуживание маршрутов №37 и 37а никто не заявился, в том числе и проработавший на этом рейсе много лет ИП Гилязов.

«Перевозчик не смог набрать водительский состав, что привело к ухудшению финансового положения компании», — добавили в администрации, отметив, что всего городу не хватает порядка 800 водителей.

Сгладить углы власти решили усовершенствованием расписания автобусов №93 и 92с. Но и они не продуманы для выезда в центр — курсируют исключительно в районе садов выше Сухой реки. На первом маршруте по будням предусмотрели один автобус, а на втором — три с интервалом движения в 30 минут. Кульминация всего этого автобусного абсурда в том, что заканчивает работу общественный транспорт в 19 часов.

«Что за ерунда — доехать после 19 часов нереально на территории города. И вообще 92/93 — это что, выход? Тогда ставьте их каждые минут 10, чтоб как килька не ехать. На этих маршрутах дачники, а это значит — тележки, корзинки…», — написала в соцсетях местная жительница Анастасия Сапарова.

Inkazan направил запросы в комитет по транспорту исполкома Казани и минтрансу Татарстана с вопросом о том, каково будущее маршрута №37. В обоих случаях нас попросили переадресовать обращение мэрии. Там, в свою очередь, пока промолчали.

«Схема потерпела крах»: что не так с общественным транспортом в Казани

Депутат Казгордумы Алексей Серов в разговоре с Inkazan отметил, что все беды с маршрутом №37 произошли вовсе не из-за проблем с автобусами — подвижной состав есть, и в 2024-м году даже ожидается новое поступление. Народный избранник заверил, что причина печальной судьбы перевозчика в неправильной организации работы.

«Схема: „Мы дадим льготный подвижной состав и не будем доплачивать за льготников какому-то коммерсанту, который будет возить людей и пытаться что-то заработать“, — порочна, причем не только в Казани, но и во всех муниципалитетах, где ее пытались реализовать. Она просто потерпела крах», — объяснил собеседник.

Предпринимателю, как в случае с перевозчиком, обслуживающим автобус №37, главное — заработать, заявил Серов. Но если город ставит его в невыгодные условия, он будет на чем-то экономить, а именно на зарплатах водителей и обслуживании подвижного состава.

«Когда более-менее рыночная ситуация была нормальная, перевозчики сводили концы с концами. Но из-за СВО и международных санкций подорожало обслуживание транспорта. Тех тарифов, которые были установлены ранее, не хватает для нормального обслуживания подвижного состава. Запчасти, горючее выросли в два раза. Где раньше у частника была возможность заработать, там ее теперь нет», — заявил народный избранник.

Он уверен: нужно прекратить играть в коммерческие игры. Общественный транспорт — это социальная функция, такая же как, например, образование, вывоз мусора или уборка улицы, отметил депутат. А потому все полномочия и финансы должны лечь на одно муниципальное предприятие.

«Также нужен экономически обоснованный тариф. Ну, и, конечно, нужно повышать зарплату водителей — проблема с кадрами остро стоит», — добавил Серов.

Стоит заметить, что такая практика в 2023 году удачно прошла в Ижевске. После утверждения новых тарифов зарплаты водителей удалось проиндексировать на 20%, что остановило отток сотрудников и даже привлекло новых, заявил в разговоре с Inkazan заместитель гендиректора по общественному транспорту «Ресурс Групп» Эдуард Степанов.

«Кроме того, в Ижевске для водителей автобусов предусмотрены дополнительные меры поддержки: подъемные, материальное поощрение за эффективную работу, награды к профессиональным праздникам, участие в конкурсах профессионального мастерства», — добавил собеседник.

Серов считает, что решить проблему с общественным транспортом в Казани помогла бы и брутто-система, при которой перевозчик перечисляет всю собранную выручку в бюджет города, а сам получает от администрации оплату за каждый проделанный рейс.

«Перевозчику это выгодно, потому что он понимает, за что получает деньги. Естественно, тариф за километр экономически обоснован, и чем больше ты выводишь транспорт, тем издержки будут ниже, а прибыль — выше. Хорошая система, работоспособная, но для нее нужны большие вложения, которых на сегодняшний день бюджет вряд ли может позволить», — заключил депутат.

Ну, а пока остается только следить, куда докатится мэрия Казани в вопросе организации работы общественного транспорта.