«Если на кадастровой карте здесь суша, значит, уже точно засыпят», — говорит казанский эколог, активист Тимур Ескараев.
Речь идет о территории у «Чаши» вдоль улицы Сибгата Хакима. На новую кадастровую карту обратили внимание активисты, и масштабы засыпки их поразили.
В 2022 году этот участок у ЗАГСа уже «засыпали». Тогда на место приплыла баржа с песком. Местные прозвали ее «баржа-призрак», так как видели ее все, кроме городских властей. Те долго не замечали ее или делали вид. Кульминация наступила тогда, когда броситься в воду под баржу и останавливать засыпку практически грудью пришлось женщине.
После баржу заметили. В мэрии города заявили, что не знают, кто ведет работы. В минэкологии Татарстана попросили обратиться в Росприроднадзор. Там ответили, что признаков засыпки реки не заметили.
Баржа уплыла. Ради чего тогда собирались засыпать участок, так никто и не объяснил. Среди версий называлось строительство Соборной мечети и нового парка. Однако мечеть изначально планировали строить на территории парка атракционов «Кырлай», а после и вовсе перенесли в Адмиралтейскую слободу. А французский архитектор Мишель Пена, разрабатывавший проект для казанского «Парка горизонтов», который должен был расположиться в этом месте, высказался против засыпки Казанки.
«Засыпка реки — это преступление против человечества. Никто в мире так не делает. Нельзя засыпать пресноводную реку. Но, как мы видим по прошлым годам, это происходит постоянно», — заявил в разговоре с Inkazan Ескараев.
Ради чего планируют образовывать новый земельный участок вновь, непонятно. Редакция Inkazan направила запрос в пресс-службу городского исполкома, чтобы узнать о дальнейших планах. Как только ответ поступит в наше распоряжение, мы его опубликуем. Дирекция парков и скверов также не рассказывала о планах предстоящей засыпки.
По словам казанского биолога Антона Бортякова, засыпать Казанку нельзя, так как любой водоем в городе — это место, куда стекают ливневые стоки с городских улиц. Для того, чтоб очищать стоки, он должен быть определенного объема, там должны жить бентосные, планктонные организмы, все те, кто использует загрязнения для своей жизни.
«Если мы засыпаем какой-то водоем, уменьшаем его площадь, то мы уменьшаем его возможность к самоочищению. Плюс добавляются химические и сельскохозяйственные стоки, которые ухудшают и сам состав воды. И вот результат, наш фильтр не работает», — заявил Бортяков, в разговоре с корреспондентом Inkazan.
Напомним, что территория у Чаши входит в проект Стратегии развития Казанки. В 2020 году его поддержал глава республики Рустам Минниханов. Городские власти долго презентовали входящие в него концепции 12 парков, но в итоге идея стала напоминать кота Шредингера. Вроде она есть, но вроде и нет. За 4 года в городе из 12 парков появился лишь «Урам», построенный до принятия стратегии. Летом обещают открыть Детский парк, с другой стороны Казанки.
Однако замглавы исполкома Игорь Куляжев недавно заявил, что стратегия развития Казанки проработана и постоянно улучшается. Но денег на ее реализацию нет. Такие формулировки веселят активистов: «На все деньги есть, на парки — нет».
«Изначально стратегия нужна была для того, чтобы закрепить берега. Если бы здесь были парки, то стройки бы уже не было», — считает Ескараев.
Первым парком, который хотели открыть на Казанке, должна была стать «Манзара», однако сначала идея со строительством Соборной мечети, потом отсутствие бюджета, внесли свои коррективы, и территория пустует.
Кусок, который город все же успел засыпать, с обратной стороны Чаши, тоже стоит нетронутым. Его планировали благоустроить — работы должны были начать еще в августе 2023-го, но так и не стартовали.
«Я не очень понимаю логику, но когда обосновывали эту засыпку, то говорили, что она нужна для соединения с парком, который около издательства. Хотя там дорога все это пересекает, но оправдывали этим», — рассказывает горожанин Алексей Базлов.
Если новый участок засыпят, то должна получиться ровная береговая линия, а искусственный полуостров, на котором стоит Чаша, исчезнет. С 2007 года на Казанке уже исчезло 18% акватории. Соответственно, и пойма Казанки давным-давно сократилась. Успеют ли в этот раз засыпать Казанку раньше, чем город поймет, что происходит, — покажет время.