Подземный мир улицы Баумана хотели показать свету на 1000-летие Казани. Но что-то пошло не так, инвесторам проект «не зашел», и туннели остались местом обитания крыс. Любопытные туристы могут заглянуть под землю, прогуливаясь по верхней части Баумана, но увидеть им удастся лишь грязь и мусор, который бросают менее культурные граждане.
Нужно отметить, что подземелье разделено на две части. Одна проходит непосредственно под Баумана и принадлежит государству. Вторая — подземный мир под Профсоюзной. Это пространство принадлежит частным лицам.
До 2019 года им владело МУП «Метроэлектротранс». Одни из дверей станции метро «Кремлевская» выходят именно в эту подземку, но они закрыты. Спустя 20 лет в одной из «комнат» до сих пор стоит эскалатор, а на полу лежит специальная плитка для людей с нарушением зрения, как в метро.
Предприятие распрощалось с галереями общей площадью 4,5 тысячи квадратных метров, продав их ООО «УК „Премиум“», «дочке» «Татспиртпрома». Тогда СМИ писали, что новые владельцы — Ирек Миннахметов и московским ресторатор Дмитрий Васильчук — это планируют открыть в подземке фудкорт по типу московского «Депо». Однако неожиданно для всех Миннахметов скончался, и проект вновь «заглох».
Сегодня власти вновь решили обсудить с горожанами, какой же должна быть судьба подземных галерей. Что стало причиной для диалога — непонятно. Видимых предпосылок для изменения ситуации у города нет.
«Для того, чтобы здесь просто что-то сделать, нужно наладить инженерную систему, систему пожаротушения, вентиляцию, водоотведения… С точки зрения бизнеса, опущу всех на землю, для меня этот проект утопический. Но не такие штанги Казань брала», — процитировал своего руководителя, мэра Казани Ильсура Метшина глава Вахитовского и Приволжского районов Казани Альберт Салихов.
Крылья фантазии у присутствующих он здраво рубил на корню: если под Баумана что-то и появится, это должен быть высокомаржинальный бизнес, потому что нужны гигантские вложения. К тому же есть ограничения в виде Роспортебнадзора, МЧС, МВД и других надзорных органов. Далеко не для всякого бизнеса дадут ход на работу под землей. Пока что у площадки минусов больше, чем плюсов.
При этом фантазия горожан на тему того, что же можно открыть под Баумана, не видела берегов. Кто-то предлагал сделать огромный ночной клуб, кто-то скейт-парк по типу «Урам 2.0», организовать пространство, где бы подсвечивались национальные традиции, сделать подобие комплекса на ВДНХ о каждом районе Татарстана, открыть океанариум, музей, музыкальный комплекс и так далее.
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова отметила, что в Казани, да и во всей республике, нет такого пространства, как, например, в Уфе «Облака». Это центр современного искусства, где в одном месте для молодежи доступны и парикмахерские, и салоны тату, и магазины одежды, и музей. При этом Аюпова считает, что все это можно было бы совместить и с фудкортом, используя всю таинственность и сакральность этого места.
«Чего здесь точно не должно быть, так это „колхозного“ рынка, где продается все подряд и ни о чем. При этом запрос на настоящий рынок существует. И очень многие туристы приезжая спрашивают, где у нас восточный базар. Но нужно, чтобы он был аутентичный, чтобы это не было бессистемным торговым пространством, хочется, чтобы это место было стильным», — заявила Аюпова.
На вопрос, чего же здесь точно не должно быть, Салихов ответил, что точно здесь не должно быть того, что было все 20 лет, — то есть ничего.
«Пусть будет что-то», — заявил он.
На главный вопрос журналистов о том, знает ли собственник помещения о том, что город «делит» его имущество, и что он думает об этом, помощник главы Татарстана, руководитель «Движения первых» в республике Тимур Сулейманов заявил, что если бы не знал, то никого в подземелье бы не пустили. Но какие его планы — отвечать не стал, как и на главный вопрос о сроках и деньгах.
«Сегодня тема не о поиске инвестора, а мы сегодня „мечтаем“. Но все начинается и идеи, с фантазии, с мечты. Если мы начнем думать: „А есть ли у кого-то сейчас деньги на это пространство“, то мы бы здесь не собрались. Как правило, деньги всегда есть, просто они иногда у нас, а иногда не у нас», — философски заключил он.
Конкретного итога у встречи не было. Его и не планировалось. Горожан попросили присылать свои идеи. Что с ними будет — никто не сказал.