Блокировка Ютюб

Что мертво, то умереть не может: «убьют» ли остатки YouTube

14 августа, 15:38
YouTube медленно, но верно умирает для российских пользователей. Работоспособность сервиса снижена до предела. Россияне, привыкшие обедать, засыпать под видео или отвлекать детей роликами на YouTube, пока не понимают, куда идти. Закроют ли платформу, и есть ли ее альтернатива, — в материале Inkazan.

Как «убивали» YouTube

Первые разговоры об ограничении доступа к YouTube начались в 2022 году. Тогда сервис начал блокировать «пропагандистские» каналы российских авторов. Госдума предупреждала, что если американская компания «не прекратит участие в информационной войне», то ее постигнет та же участь, что и Facebook*, и Instagram*.

После того, как весной 2022 года сервис заблокировал канал Госдумы, представитель МИД страны Мария Захарова публично призвала россиян готовиться к блокировке YouTube и сохранять загруженный на него контент, потому что сервис «подписал себе приговор».

При этом глава федерального министерства цифрового развития Максут Шадаев говорил, что в России не планируется закрывать YouTube. Той же позиции придерживался глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн, говоря: «Сначала надо решить вопрос адекватной замены, иначе заложниками станут пользователи».

Блокировка Ютюб
1MI

Но уже в конце июня 2024 года депутат Антон Горелкин, рассуждая о судьбе платформы в своих соцсетях, написал, что, скорее всего, сервис сначала замедлят.

В середине июля власти предупреждали, что у россиян могут начаться проблемы с YouTube, но не по их вине, а из-за «устаревшего» оборудования Google, которое не обновлялось уже два года. Замедление видеохостинга со стороны Роскомнадзора отрицали.

Однако уже в конце июля депутат Хинштейн предупредил, что скорость загрузки YouTube на стационарных компьютерах может снизиться до 70%.

«Все происходящее является следствием антироссийской политики хостинга, который последовательно удаляет каналы наших общественных деятелей, чья позиция отличается от западной точки зрения», — написал он, фактически подтверждая намеренное замедление.

В Роскомнадзоре же вновь сослались на износ технического оборудования. Google опроверг это. А Горелкин написал: «Врёт».

Лишение микровласти?

В Татарстане новость о замедлении Ютюба восприняли неоднозначно. Министр цифрового развития республики Айрат Хайруллин заявил, что каждый просмотр, каждая подписка — это акт микровласти, где зритель одновременно потребляет и производит знание. По его мнению, от замедления платформы в первую очередь пострадают пользователи.

Однако Хайруллин считает, что у платформы есть аналоги, такие как «VK Видео» и RuTube. А их развитие — лишь вопрос времени. Сам министр ведет канал на YouTube со 100 тысячами подписчиков. Для сравнения, на RuTube у него всего 207 фолловеров. На заданный в комментариях вопрос, на какую платформу он перенесет свой YouTube-канал, министр не ответил.

Татарский блогер Татар Малай (Ринат Галиахметов) в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что видит в вопросе две стороны. С одной — дети наконец-то отвлекутся от экранов и начнут заниматься полезными вещами, а с другой — YouTube был полон полезного контента.

«Дочка любит английский, всегда смотрит один канал на английском языке, учится. Теперь канала нет. Нынешняя молодежь и мы совсем не смотрим телевизор. YouTube — это кладезь информации, настоящая библиотека. Там было видео с моей бабушкой, которая уже умерла, было бы приятно, чтобы и другие его посмотрели. К сожалению, российских аналогов ему нет. Блокировка — это потеря потерь. Сейчас в „VK видео“ перешли многие юмористические шоу, только поэтому приходится смотреть», — сказал Татар Малай.

В Казани 20 августа планировали провести митинг против замедления видеохостинга, однако исполком города запретил бунтовать.

Что будет с YouTube

По мнению коуча, владельца YouTube-канала Алексея Якубана, примерно половина русскоязычной аудитории YouTube живет за пределами территории России, поэтому никаких изменений она не почувствует. Четверть из всех пользователей за время блокировки ресурса исчезнет. А оставшаяся четверть найдет способы, чтобы смотреть YouTube.

«Будет точно такая же ситуация, что и с запрещенным Instagram*», — поделился он своим мнением с Inkazan.

Что касается финансовых потерь для самих блогеров, то эксперт отметил, что существует два вида монетизации на YouTube. Первый — авторы получают деньги с показа в своем контенте официальной рекламы. Этот тип монетизации отвалился еще весной 2022 года в связи с санкциями. Второй — авторы каналов продают какие-либо услуги и продукты, в том числе информационные. Здесь люди много потеряют, ведь активными пользователями YouTube в России может остаться лишь четверть аудитории.

Блокировка соцсетей
inkazan.ru
«Но все зависит о того, какой именно бизнес ведет автор канала, где он локализован. Если речь идет об оффлайн-бизнесе, который поставляет продукты исключительно в рамках территории РФ, то потери будут глобальными, доход может упасть, грубо говоря, на 50%. Но если это инфобизнес, значительная часть аудитории которого не привязана к территории России, то потери будут составлять всего 25%», — считает он.

По мнению Якубана, достойной альтернативы по качеству аудитории, контента, его подбору и рекомендациям не существует. И в ближайшее время, скорее всего, не будет.

«Сегодня нам предлагают на замену три ресурса — „VK Видео“, „Яндекс-Дзен“ и RuTube. Но там не такой интересный контент, как на YouTube. Дотянуться до его уровня пока российским площадкам невозможно, потому что они не интересны уникальным, крупным, серьезным авторам», — считает он.

К тому же алгоритмы YouTube проработаны идеально: они моментально захватывают и крепко удерживают внимание зрителя. Отечественным ресурсам до этого еще технологически далеко, поэтому и перспектив забрать себе аудиторию конкурентным способом — за счет захвата интереса — у них нет. Они способны заполучить часть пользователей лишь за счет ухода с рынка основного конкурента, то есть благодаря блокировке YouTube.

Минус 30 млрд рублей в год

По мнению генерального директора MiXBS Нины Конюшевой, замедление YouTube в первую очередь ударит по рекламодателям. Несмотря на то, что официально рекламу в YouTube компании размещать не могут, они сотрудничают с блогерами и делают рекламные вставки в их видео. Причём речь идёт не только о небольших компаниях, но и о крупных бизнесах, среди которых и банки, и операторы мобильной связи.

«А так как наши рекламодатели и так ограничены в каналах трафика, замедление YouTube — это большой удар по ним», — говорит спикер.

Помимо этого, замедление видеохостинга бьет и по блогерам, и по крупным СМИ, которые имеют там свои каналы. Во-первых, они теряют существенную часть своего трафика. Во-вторых, и на блогеров, и на СМИ работают целые команды людей, которые готовят контент и продвигают его на YouTube. И если замедление продолжится, они потеряют работу.

Плюс к пострадавшим можно отнести и представителей малого бизнеса, которые продают товары через видеоконтент, считает эксперт. Также Конюшева напомнила, что недавно появилась новость о том, что и интернет-провайдеры страдают от замедления YouTube. Люди в регионах массово отказываются от провайдеров, у которых «не тянут» ролики.

«Иными словами, на данный момент блокировка YouTube сильно бьет по бизнесу, а значит и влияет на снижение налогооблагаемой базы. А чего-то близкого к YouTube в России нет и не предвидится», — заключает спикер.

Доцент кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин подсчитал, что потенциальные потери российских блогеров с связи с отключением монетизации сервисом Youtube на территории рунета можно оценить до 30 миллиардов рублей в год.

При этом эксперт уверен, что, большинство блогеров все же смогут адаптироваться к сложившейся ситуации и перейдут на другие площадки. Сегодня монетизация на отечественных площадках зависит от числа подписчиков, от 5 тысяч, либо от количества часов просмотров от подписчиков. По мнению Морквина, со временем российские сервисы смогут усилить свои позиции и стать достойными аналогами Youtube.

1MI

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко считает, что замедление YouTube может постепенно изменить медиапейзаж России. А также привести к перераспределению рекламных бюджетов на другие видеоплатформы.

«Авторы будут постепенно переходить на российские ресурсы и искать новые форматы и платформы для распространения контента, а также развивать собственные сайты. Это может привести к появлению новых игроков на рынке и изменению моделей потребления контента», — считает он.

Конюшева, впрочем отметила, что «VK Видео» делает ставку на продвижение уже известных блогеров. А «Дзен» — это площадка для людей возраста 35+, то есть молодая аудитория потребителей видеоконтента находится за бортом.

«Просто для примера: 1 ролик на YouTube в первые сутки размещения может набрать 3 000 просмотров, а аналогичный ролик в RuTube всего 3 просмотра, один из которых принадлежит владельцу канала, а второй — модератору площадки», — говорит Конюшева.

Россиянам не привыкать жить с заблокированными соцсетями. Но, как показала практика, российским властям не удалось создать никакой «Росстограм». Пока что «замедление» YouTube видится таким же безальтернативным неудобством.

*Meta, владеющая Facebook и Instagram, признана в России экстремистской и запрещена.

#Общество #Спецпроекты #Эксклюзив #Санкции #Интернет #Россия #YouTube #Роскомнадзор #Блогеры #Реклама #Мария Рудакова
Подпишитесь