Первые разговоры об ограничении доступа к YouTube начались в 2022 году. Тогда сервис начал блокировать «пропагандистские» каналы российских авторов. Госдума предупреждала, что если американская компания «не прекратит участие в информационной войне», то ее постигнет та же участь, что и Facebook*, и Instagram*.
После того, как весной 2022 года сервис заблокировал канал Госдумы, представитель МИД страны Мария Захарова публично призвала россиян готовиться к блокировке YouTube и сохранять загруженный на него контент, потому что сервис «подписал себе приговор».
При этом глава федерального министерства цифрового развития Максут Шадаев говорил, что в России не планируется закрывать YouTube. Той же позиции придерживался глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн, говоря: «Сначала надо решить вопрос адекватной замены, иначе заложниками станут пользователи».
Но уже в конце июня 2024 года депутат Антон Горелкин, рассуждая о судьбе платформы в своих соцсетях, написал, что, скорее всего, сервис сначала замедлят.
В середине июля власти предупреждали, что у россиян могут начаться проблемы с YouTube, но не по их вине, а из-за «устаревшего» оборудования Google, которое не обновлялось уже два года. Замедление видеохостинга со стороны Роскомнадзора отрицали.
Однако уже в конце июля депутат Хинштейн предупредил, что скорость загрузки YouTube на стационарных компьютерах может снизиться до 70%.
«Все происходящее является следствием антироссийской политики хостинга, который последовательно удаляет каналы наших общественных деятелей, чья позиция отличается от западной точки зрения», — написал он, фактически подтверждая намеренное замедление.
В Роскомнадзоре же вновь сослались на износ технического оборудования. Google опроверг это. А Горелкин написал: «Врёт».
В Татарстане новость о замедлении Ютюба восприняли неоднозначно. Министр цифрового развития республики Айрат Хайруллин заявил, что каждый просмотр, каждая подписка — это акт микровласти, где зритель одновременно потребляет и производит знание. По его мнению, от замедления платформы в первую очередь пострадают пользователи.
Однако Хайруллин считает, что у платформы есть аналоги, такие как «VK Видео» и RuTube. А их развитие — лишь вопрос времени. Сам министр ведет канал на YouTube со 100 тысячами подписчиков. Для сравнения, на RuTube у него всего 207 фолловеров. На заданный в комментариях вопрос, на какую платформу он перенесет свой YouTube-канал, министр не ответил.
Татарский блогер Татар Малай (Ринат Галиахметов) в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что видит в вопросе две стороны. С одной — дети наконец-то отвлекутся от экранов и начнут заниматься полезными вещами, а с другой — YouTube был полон полезного контента.
«Дочка любит английский, всегда смотрит один канал на английском языке, учится. Теперь канала нет. Нынешняя молодежь и мы совсем не смотрим телевизор. YouTube — это кладезь информации, настоящая библиотека. Там было видео с моей бабушкой, которая уже умерла, было бы приятно, чтобы и другие его посмотрели. К сожалению, российских аналогов ему нет. Блокировка — это потеря потерь. Сейчас в „VK видео“ перешли многие юмористические шоу, только поэтому приходится смотреть», — сказал Татар Малай.
В Казани 20 августа планировали провести митинг против замедления видеохостинга, однако исполком города запретил бунтовать.
По мнению коуча, владельца YouTube-канала Алексея Якубана, примерно половина русскоязычной аудитории YouTube живет за пределами территории России, поэтому никаких изменений она не почувствует. Четверть из всех пользователей за время блокировки ресурса исчезнет. А оставшаяся четверть найдет способы, чтобы смотреть YouTube.
«Будет точно такая же ситуация, что и с запрещенным Instagram*», — поделился он своим мнением с Inkazan.
Что касается финансовых потерь для самих блогеров, то эксперт отметил, что существует два вида монетизации на YouTube. Первый — авторы получают деньги с показа в своем контенте официальной рекламы. Этот тип монетизации отвалился еще весной 2022 года в связи с санкциями. Второй — авторы каналов продают какие-либо услуги и продукты, в том числе информационные. Здесь люди много потеряют, ведь активными пользователями YouTube в России может остаться лишь четверть аудитории.
«Но все зависит о того, какой именно бизнес ведет автор канала, где он локализован. Если речь идет об оффлайн-бизнесе, который поставляет продукты исключительно в рамках территории РФ, то потери будут глобальными, доход может упасть, грубо говоря, на 50%. Но если это инфобизнес, значительная часть аудитории которого не привязана к территории России, то потери будут составлять всего 25%», — считает он.
По мнению Якубана, достойной альтернативы по качеству аудитории, контента, его подбору и рекомендациям не существует. И в ближайшее время, скорее всего, не будет.
«Сегодня нам предлагают на замену три ресурса — „VK Видео“, „Яндекс-Дзен“ и RuTube. Но там не такой интересный контент, как на YouTube. Дотянуться до его уровня пока российским площадкам невозможно, потому что они не интересны уникальным, крупным, серьезным авторам», — считает он.
К тому же алгоритмы YouTube проработаны идеально: они моментально захватывают и крепко удерживают внимание зрителя. Отечественным ресурсам до этого еще технологически далеко, поэтому и перспектив забрать себе аудиторию конкурентным способом — за счет захвата интереса — у них нет. Они способны заполучить часть пользователей лишь за счет ухода с рынка основного конкурента, то есть благодаря блокировке YouTube.
По мнению генерального директора MiXBS Нины Конюшевой, замедление YouTube в первую очередь ударит по рекламодателям. Несмотря на то, что официально рекламу в YouTube компании размещать не могут, они сотрудничают с блогерами и делают рекламные вставки в их видео. Причём речь идёт не только о небольших компаниях, но и о крупных бизнесах, среди которых и банки, и операторы мобильной связи.
«А так как наши рекламодатели и так ограничены в каналах трафика, замедление YouTube — это большой удар по ним», — говорит спикер.
Помимо этого, замедление видеохостинга бьет и по блогерам, и по крупным СМИ, которые имеют там свои каналы. Во-первых, они теряют существенную часть своего трафика. Во-вторых, и на блогеров, и на СМИ работают целые команды людей, которые готовят контент и продвигают его на YouTube. И если замедление продолжится, они потеряют работу.
Плюс к пострадавшим можно отнести и представителей малого бизнеса, которые продают товары через видеоконтент, считает эксперт. Также Конюшева напомнила, что недавно появилась новость о том, что и интернет-провайдеры страдают от замедления YouTube. Люди в регионах массово отказываются от провайдеров, у которых «не тянут» ролики.
«Иными словами, на данный момент блокировка YouTube сильно бьет по бизнесу, а значит и влияет на снижение налогооблагаемой базы. А чего-то близкого к YouTube в России нет и не предвидится», — заключает спикер.
Доцент кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин подсчитал, что потенциальные потери российских блогеров с связи с отключением монетизации сервисом Youtube на территории рунета можно оценить до 30 миллиардов рублей в год.
При этом эксперт уверен, что, большинство блогеров все же смогут адаптироваться к сложившейся ситуации и перейдут на другие площадки. Сегодня монетизация на отечественных площадках зависит от числа подписчиков, от 5 тысяч, либо от количества часов просмотров от подписчиков. По мнению Морквина, со временем российские сервисы смогут усилить свои позиции и стать достойными аналогами Youtube.
Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко считает, что замедление YouTube может постепенно изменить медиапейзаж России. А также привести к перераспределению рекламных бюджетов на другие видеоплатформы.
«Авторы будут постепенно переходить на российские ресурсы и искать новые форматы и платформы для распространения контента, а также развивать собственные сайты. Это может привести к появлению новых игроков на рынке и изменению моделей потребления контента», — считает он.
Конюшева, впрочем отметила, что «VK Видео» делает ставку на продвижение уже известных блогеров. А «Дзен» — это площадка для людей возраста 35+, то есть молодая аудитория потребителей видеоконтента находится за бортом.
«Просто для примера: 1 ролик на YouTube в первые сутки размещения может набрать 3 000 просмотров, а аналогичный ролик в RuTube всего 3 просмотра, один из которых принадлежит владельцу канала, а второй — модератору площадки», — говорит Конюшева.
Россиянам не привыкать жить с заблокированными соцсетями. Но, как показала практика, российским властям не удалось создать никакой «Росстограм». Пока что «замедление» YouTube видится таким же безальтернативным неудобством.
*Meta, владеющая Facebook и Instagram, признана в России экстремистской и запрещена.