Posted 3 сентября, 12:05
Published 3 сентября, 12:05
Modified 4 сентября, 07:24
Updated 4 сентября, 07:24
В 2022 году, когда Запад начал вводить санкции в отношении России — в том числе в авиационной отрасли, — в стране задумались о массовом выпуске пассажирского самолета Ту-214. В планах было построить 70 воздушных судов до 2030 года. Но Татарстан предложил удвоить планы и выпускать по 20 самолетов в год вместо 10. После желания региональных властей были и того выше.
В октябре 2022 года стартовало производство «тушек». Тогда же в Казанский авиазавод начали «вливать» деньги: сначала 112,7 млн рублей на реконструкцию цеха сборки, затем — 41,8 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Впрочем, авиастроители просили еще денег и получали их. В том числе на постройку новых цехов.
Постепенно появились договоренности о поставках: так, детали для Ту-214 должны были поставлять в Татарстан из Ульяновской области, красить воздушные суда намеревались в Белоруссии. Появились и контракты с авиакомпаниями — «Аэрофлотом», который потребовал доработать самолеты, «ЮВТ Аэро» и «Якутией».
Пилотов готовили к полетам на «тушках», в Казани начали готовить персонал, который сможет работать с этими самолетами. Но сроки передачи Ту-214 авиакомпаниям сдвигались. Первым не выдержал «Аэрофлот», отказавшись от покупки собранных в Казани самолетов. Сообщалось, что завод проверят из-за долгих поставок.
По сообщениям СМИ становилось ясно, что дела идут не так оптимистично, как предполагалось: сначала сообщалось, что к 2027 году с конвейров сойдут 13 самолетов, потом — что в работе находятся 12 «тушек». Корпоративная газета завода признавала, что дела идут не очень. «Ростех» это опровергал.
В августе гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, наконец, признал, что сроки выпуска гражданских самолетов нужно пересмотреть. Экономист и юрист-международник Дмитрий Семенов сообщил Inkazan, что выпуск «тушек» буксует из-за совокупности факторов.
«Играют роль нехватка кадров, подготовка кадров и кадрового потенциала, помимо сложностей в импортозамещении и логистики поставок. На возрождение полноценного потенциала авиационной отрасли уйдет несколько лет. Так же свою роль играет отток молодых кадров из регионов нахождения авиационной отрасли», — объяснил он.
В Казани существует Казанский авиационный институт, который должен готовить кадры для этой отрасли. В вузе заверяли, что около 80% выпускников инженерных специальностей находят работу по профессии. В то же время, по данным СМИ, авиазаводу не хватает порядка 2,5 тысячи рабочих.
Семенов считает, что государство работает в этом направлении: пересматриваются программы подготовки и повышения квалификации преподавателей и студентов, включая обучающихся учеников средних профессиональных училищ. Существуют программы по интеграции производств и учебных заведений.
«Стоит отметить, что государство принимает усилия для возрождения отрасли и налаживания полноценного производства с замещением импортных комплектующих на отечественные. Идет полноценная работа по налаживанию выпусков станков и оборудования для отрасли», — считает Семенов.
При этом эксперт отмечает: «В авиационной отрасли не появятся специалисты мгновенно, этот процесс займет пару лет». Очевидно, изначально оптимистичные сроки массового производства «тушек» действительно придется пересмотреть.