По данным официальной статистики, за семь месяцев 2024 года в России зарегистрировано 549 ДТП с участием детей, управлявших незарегистрированными мотоциклами и квадроциклами. Эти аварии унесли жизни восьми детей. Еще 552 получили травмы различной степени тяжести.
Резонанс вокруг несовершеннолетних гонщиков не утихает, а лишь подогревается новыми случаями. Так, 3 августа между деревней Куюки и селом Богородское 13-летний подросток за рулем питбайка на высокой скорости столкнулся с легковушкой. Ребенок выжил, но сломал позвоночник. Уже на следующий день в Казани 14-летний водитель питбайка не уступил дорогу и столкнулся с автомобилем. 24 августа в Салмачах в ДТП попал 17-летний питбайкер.
Садясь за руль без знаний и навыков, нарушая все правила безопасности, несовершеннолетние водители зачастую берут с собой на пассажирское сиденье таких же несовершеннолетних. Так было в Арском районе Татарстана. Подростки попали под поезд, к счастью — выжили.
Покупая своему чаду питбайк, папы и мамы отправляют ребенка на верную гибель. По мнению руководителя мотошколы Safarmotors и лидера команды «Мотоджимхана Казань» Ильшата Сафарова, это происходит по нескольким причинам. Во-первых, родители таким образом хотят отвлечь детей от гаджетов. Во-вторых, многие воспринимают мототехнику как очередную игрушку: «В прошлый раз дарили PlayStation, в этот раз пусть будет мотоцикл». И третье — самое главное — не все в полной мере осознают опасность.
«Вы когда-нибудь задумывались о том, что что-то может с вами произойти? Мы знаем и видим, что рядом происходит — ДТП с летальными исходами, с детьми, порой с близкими людьми. Но никто никогда не думает о том, что это коснется его», — говорит Сафаров.
Эксперт также подчеркнул, что родители не всегда в курсе происходящего. Есть случаи, когда подростки сами скидываются на покупку: питбайки стали дешевые, а на вторичном рынке их вовсе можно приобрести за копейки.
«Начиная с 2022 года многие производители мототехники ушли из России, и наш рынок заполонил Китай, который по своей цене более доступен. „Китайца“ можно купить в 3-4 раза дешевле, чем хорошие японские, баварские, австрийские или итальянские мотоциклы. В качестве, в сроке службы и в какой-то степени в безопасности „китайцы“ уступают, но они находят своего покупателя», — отмечает Сафаров.
Пока в Татарстане думают, как бороться с несовершеннолетними гонщиками, рождается социальная реклама, которая сравнивает покупку питбайка для подростка с игрой в рулетку — родителям неизвестно, какой исход их ждет: инвалидность ребенка или трагическая утрата.
Но страшные картинки мало кого пугают. Для решения проблемы уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец предложила ужесточить штрафы. За первое такое нарушение родители заплатят до 100 тысяч рублей, а за повторное — до 300 тысяч рублей с возможностью изъять мототехнику. Вот только эксперты в эффективность инициативы не верят.
«Никто это контролировать не будет. Можно штраф сделать в миллион, два, три — неважно. Важно, что этих детей никто не ловит. Все цифровизируется и сотрудников ГИБДД на дорогах становится все меньше. Да, какой-то показательный рейд могут провести, кого-то оштрафовать, но в целом проблему это не решит», — говорит главный редактор автомобильного портала Quto.ru Максим Ракитин.
Сейчас размер штрафа составляет 30 тысяч рублей независимо от возраста нарушителя. Кроме того, законные представители ребенка могут быть привлечены к ответственности по статье за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. В случае систематических нарушений может возникнуть вопрос об ограничении родительских прав.
Экипировка нужна всем. Не только в целях уменьшения статистики смертности, но и из соображений собственной безопасности каждого райдера. Это, говорит Сафаров, нужно понять и принять, а родителям юных питбайкеров — тем более.
К сожалению, многие недооценивают значение качественной экипировки. Причиной этому — цена. По словам Сафарова, она может достигать 1/3, а то и половины стоимости «железного коня».
«Иногда покупают мотоцикл за 90 тысяч и к нему самый дешевый, несертифицированный китайский шлем. Они и так на рынке китайские в основном, но можно же взять подороже. Потом думают: купили шлем, этого достаточно. А остальная часть тела? Перчатки, черепаха, налокотники, наколенники, мотобрюки?» — приводит пример Сафаров.
С предложением регистрировать питбайки как транспортные средства выступил глава исполнительного комитета Казани Рустем Гафаров. В советское время, отметил он, даже велосипеды состояли на учете и имели уникальный номер.
По мнению экспертов, инициатива имеет шансы на успех.
«Сейчас человек просто пришел и купил какое-то средство передвижения, которое государству не подконтрольно. И что самое печальное — для этого даже паспорт не нужен», — говорит Ракитин.
По мнению политолога и члена Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ Инны Литвиненко, уменьшить число трагедий позволит только полный запрет на продажу питбайков и на использование любых транспортных средств до достижения возраста 18 лет. Проведение разъяснительной работы среди молодежи и другие меры не дадут должного эффекта, пока перед глазами подростков буду примеры их сверстников, считает она.
Понять родителей, желающих приобщить ребенка к взрослой жизни и поощрить за успехи, можно. Но вряд ли для этого подходит мототехника. Покупая «всего лишь питбайк», в случае ДТП ни один родитель не сможет «всего лишь перелом». Осознание собственной ответственности — только это может поставить точку в череде трагедий.