Если сегодня для жителей Казани привычным местом для водных процедур служат душ и ванна, то в дореволюционный период им была баня. В городе проживало немало людей без постоянного жилья — военные, студенты, сезонные рабочие и крестьяне, которые искали заработок, да и не каждый коренной казанец мог позволить себе собственную «мунча», поэтому многие ходили в общественные заведения, которые тогда назывались торговыми.
Говорят, что от расположенных поблизости бань получило свое название озеро Банное в центре Казани. В некоторых источниках отмечается, что оттуда использовали воду для мытья, а затем сливали обратно. Со временем водоем стал превращаться в зловонное болото, и в 1846 его засыпали.
Эксперт портала bannik.ru Илья Москвин в разговоре с Inkazan отмечает: торговые бани были очень популярны в XIX веке в городах России.
«Как писал Владимир Гиляровский в своей книге „Москва и москвичи“: „Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань“. Он отмечал еще одно назначение общественной бани — многие приходили туда в первую очередь за медицинской помощью. В банях оказывали целительские услуги, проводили лечебные процедуры», — говорит собеседник.
Действительно, в банях не только мылись, но и стриглись, и брились. В некоторых заведениях, например, в банях Данилова в Казани, предлагали более интересные услуги — ставили пиявок, делали массажи, накладывали косметические маски и даже удаляли мозоли. Можно было там найти и костоправов.
К концу XIX века в Казани насчитывалось десять бань. С дореволюционных времен до наших дней сохранились здания Соболевских бань у железнодорожного вокзала и Даниловских бань на улице Лобачевского. Более того — второе заведение до сих пор функционирует. Вот только в СССР пошла практика называть бани порядковыми номерами, поэтому теперь оно носит менее «презентабельное» название — Баня №3.
В 1923 году население Казани составляло 157 тысяч человек, к 1939 году эта цифра уже возросла до 406 тысяч. Такой прирост населения потребовал создания новых объектов инфраструктуры, включая общественные бани, которые должны были удовлетворять санитарные потребности горожан.
«В советское время, когда многие казанцы жили в дореволюционных домах, где туалет — на улице, а вода — с колонки, баня была еженедельным ритуалом. Помимо гигиены, бани выполняли роль места для коммуникации и социализации: люди знакомились, узнавали какую-то информацию, обменивались новостями», — говорит казанский историк и исследователь Гузелия Гиматдинова.
Даже в Москве, отмечает Член Центрального Совета независимого профсоюза «Новый Труд» Анатолий Баранов, центральный водопровод стал повсеместным лишь в 30-е годы ХХ столетия, а до того спасали только бани.
«Там же „прожаривали“ нижнее белье и вообще всю одежду, в складках которой селились платяные вши — верный разносчик тифа. Вшей и сейчас полно, а уж в старые времена…», — говорит эксперт.
Позднее появилась государственная система — банно-прачечные комбинаты, так что вшей не нужно было прожаривать, достаточно было отдать одежду и белье в стирку. Государственные бани вместо допотопных дровяных печек получили мощные печи на солярке. Такого жара, добавляет Баранов, в дореволюционных банях достичь было просто невозможно.
С течением времени общественная баня стала местом отдыха после трудовой недели. Несмотря на не всегда идеальную чистоту, поломанные душевые смесители и непрезентабельные тазики, общественные бани продолжали пользоваться популярностью даже среди тех, кто имел дома полноценные ванны.
Сегодня территория Ново-Татарской слободы включает в себя обширный участок от улицы Сайдашева до речного порта и Ново-Татарского кладбища. Однако в прошлом здесь располагалась деревня Плетени. Несмотря на то, что топоним «Плетени» в Казани не прижился, недалеко от радиомеханического колледжа находится Плетеневский переулок. Сейчас туристы и просто любознательные казанцы не найдут там ни одного дома, но примечателен переулок другим — располагавшимися там Плетеневской тюрьмой (ныне ИК № 2) и Плетеневскими банями.
Построенные в XIX веке, бани не функционируют уже очень давно. В 2021 году разработчики концепции реновации слободы предложили вернуть комплексу его исторические функции. Тогда бывший владелец Плетеневских бань экс-мэр Казани Камиль Исхаков отметил, что ранее сохранение здания было под вопросом, поскольку на его месте обсуждались планы дорожно-инженерных сооружений, и, говорят, очень обрадовался возможности вдохнуть жизнь в объект.
В 2023 году комплекс выкупил экс-гендиректор АО «ТАИФ» Руслан Шигабутдинов. Изначально Исхаков планировал продать свою долю владельцам знаменитого элитного банного комплекса Москвы «Сандуны». Но, как объяснил сам Исхаков, они предложили невыгодные условия.
Оздоровительный комплекс был основан еще в 70-х годах XX века, быстро завоевал популярность и стал символом роскоши. Сюда съезжались со всех районов города, а в 80-х здесь любили отдыхать партийные бонзы. В 90-е комбинат начал терять свое прямое назначение и стал ассоциироваться с криминалом: связи с преступной группировкой «Хади Такташ» и услуги сомнительного характера окончательно подорвали его репутацию.
В 2017 году комбинат «Здоровье» снесли, а на его месте пообещали открыть новый комплекс.
«Пусть казанцы не беспокоятся, профиль нового комплекса не изменится: будут бассейны, русская и финская сауны, турецкие бани. Хочу еще сделать корейскую, чтобы горожане смогли попробовать эту своеобразную баню — там интересная система подачи пара. В общем, будет много новинок», — обещал Исхаков.
Увы, с корейской сауной жители города так и не познакомились. На месте комбината вырос современный шестиэтажный жилой комплекс. Первый этаж отвели под офисные помещения и магазины, остальные этажи заняли квартиры.
Печальная участь постигла и знаменитую баню №16 в Дербышках в 2019 году. Сооружение с двумя отделениями с просторными парилками, парикмахерской и буфетом, возведенное в 1949 году из красного кирпича, снесли. Хотя долгое время баня не функционировала, для местных жителей это было не просто здание, а культовое место, и боролись они за него до конца.
В 2014 году объект выкупил депутат Казгордумы Эмиль Хуснутдинов и планировал строить на месте бани жилой комплекс. участок обнесли строительным забором и завезли туда тяжелую технику. Одному из активистов удалось попасть на место работ. В результате 54-летнему охраннику сломали два позвонка и его экстренно госпитализировали.
В этом году стало известно, что на месте снесенной бани жителям Дербышек построят новую.
В 1870 году купец Иван Николаевич Соболев построил в Мокрой слободе гостиничный комплекс, который включал в себя два корпуса бань, ломбард и отделение Общественного банка. До этого в слободе не существовало особых мест для досуга, и люди со всей округи стремились провести время именно здесь. В банные дни очереди выстраивались с шести часов утра. Одни спешили в парную, а другие — к специализированным мастерам — цирюльникам, фельдшерам и бабкам-костоправкам.
После революции Соболев лишился гостиницы, здание стало коммуналкой. В 1970-х годах дом признали ветхим, а в 2009 году — аварийным. Попытки восстановить Соболевские номера, расположенные прямо напротив железнодорожного вокзала, не увенчались успехом даже в свете таких значимых событий, как Универсиада в 2013 году и чемпионат мира по футболу.
Со временем здание оккупировали бездомные, из-за «постояльцев» оно неоднократно горело в 2020-х.
«Как показывает история, бани могут меняться внешне, подстраиваясь под моду, веяния времени и идеологию, но их культурная и социальная значимость все та же. Мы видим по запросам пользователей, что интерес к общественным баням не угасает. Баня сегодня в тренде — как часть здорового жизни, плюс она играет роль своеобразного социального клуба», — говорит Москвин.
Традиции так или иначе возрождаются, не случайно, отмечает эксперт, в Петербурге, бывшей столице Российской империи, недавно отреставрировали «Фонари» — Фонарные бани. В XIX веке они были лучшими в Европе, в советское время считались «элитными». По словам Москвина, сегодня наблюдается всплеск интереса к дореволюционным артефактам, имперскости. И Фонарные бани — лучшее тому подтверждение.
В том, что общественные бани до сих пор не утратили своей значимости, уверен и Баранов.
«Старые советские бани необходимо сохранять. У нас появилось много людей, кому, кроме бани, помыться просто негде — те же бездомные, ведь им необходимо регулярно мыться, иначе опять вернутся тиф и прочие эпидемии, которые разносят немытые люди и их „домашние питомцы“ — вши… Да и при летнем отключении горячей воды в квартирах или — зимой, в парилочку — до сих пор многих обычных людей в банях привлекает именно эти функции», — заключил эксперт.