Posted 19 октября, 12:57

Published 19 октября, 12:57

Modified 19 октября, 12:59

Updated 19 октября, 12:59

Учиться меньше, работать больше: эксперт прокомментировал сокращение обучения в школе

Учиться меньше, работать больше: эксперт прокомментировал сокращение обучения в школе

19 октября 2024, 12:57
Фото: 1MI.
В России предложили сократить срок обучения в школе. Руководитель юридической группы Александр Бударагин прокомментировал инициативу. Готовы ли ученики к кардинальным переменам и получится ли скорректировать школьную программу — в материале.

«Может усугубить проблемы»: готовы ли дети

Помощник президента Российской Федерации и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский сообщил, что в скором времени возможны изменения в продолжительности обучения в образовательных учреждениях страны. Он пояснил, что молодежь должна начинать осмысливать свой профессиональный путь, поступать в вузы и выходить на рынок труда как можно раньше.

«Время диктует сокращение продолжительности среднего образования, то, что у нас 11 лет, — это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться», — сказал он.

По мнению Бударагина, предложение Мединского вызывает ряд вопросов. Один из главных — готовы ли дети раньше идти в вуз и выходить на рынок труда.

С точки зрения психологической зрелости, современные исследования показывают, что средний подросток к 16-17 годам все еще находится в процессе формирования когнитивных способностей, эмоциональной зрелости и социального опыта.

Согласно исследованиям Российского научного центра медицинских технологий, окончательная сформированность мозга происходит к 25 годам, а это означает, что подростки в возрасте 15-17 лет, даже если они формально закончили школу, могут не обладать необходимой степенью зрелости для принятия сложных решений о карьере и обучении в вузе, отмечает эксперт.

«С другой стороны, в странах с более ранним выходом на рынок труда (например, Германия с системой дуального образования) подростки начинают профессиональную подготовку уже с 15-16 лет. Но такая система предусматривает параллельное обучение как в школе, так и на рабочем месте, что позволяет мягко переходить в мир профессий», — подчеркивает Бударагин.

При этом, если сокращать школьное образование, не гарантировано, что подростки будут достаточно академически подготовлены для университетских программ, считает эксперт. Многие учебные дисциплины требуют глубины, которая достигается лишь на последних годах школы.

«Кроме того, результаты Всероссийских проверочных работ (ВПР) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) показывают, что значительная часть школьников испытывает трудности с базовыми знаниями в ключевых предметах уже в существующей системе. Сокращение времени на обучение может усугубить эти проблемы», — говорит Бударагни.

Как корректировать школьную программу

Еще один немаловажный вопрос — можно ли правильно скорректировать школьную программу, чтобы сократить обучение на несколько лет. По мнению эксперта, корректировка возможна, но требует тщательной работы над балансом между академическим образованием и профессиональными навыками. Для этого необходимо провести масштабные исследования и апробацию пилотных программ.

Ключевым риском в этом случае является «оголение» гуманитарного или естественно-научного образования ради включения профориентации, это, отмечает юрист, может привести к снижению общей образовательной планки.

«Опыт других стран показывает, что успешная корректировка возможна в рамках дуальных систем, когда школьное обучение сочетается с профессиональной подготовкой. В Германии и Швейцарии, начиная с 15-16 лет, подростки проходят профессиональную подготовку параллельно с изучением школьных предметов», — приводит пример Бударагин.

Однако эксперт отмечает: эти системы опираются на многолетние традиции и серьезные институциональные гарантии, которые не всегда возможно воссоздать быстро».

Одна из возможных корректировок программы — это введение профориентации на ранних этапах школьного обучения. На данный момент профориентационные программы в России развиты слабо, считает юрист. Согласно данным исследования ВЦИОМ, в 2022 году около 30% выпускников школ испытывают серьёзные трудности в выборе профессии. Это говорит о необходимости реформ, но не в виде сокращения образования, а через внедрение профориентации в структуру средней школы.

Подпишитесь