Хэллоуин берет начало в древней Ирландии, где кельты 31 октября отмечали Самайн. Этот праздник символизировал конец осени и сбора урожая. Согласно древним верованиям, в этот день стирались границы между миром живых и мертвых, поэтому духи могли вернуться на землю.
«Чтобы защитить себя от них, люди надевали костюмы и маски. Таким образом они хотели „замаскироваться“, как будто тоже являются частью потустороннего мира. Поэтому и костюмы сознательно делали устрашающими — например, образы чертей и вампиров должны были защитить от нежелательных встреч со злыми духами», — говорит Лукьянчук.
Когда христианство начало распространяться по Европе, языческий праздник адаптировали к новой культуре и преобразовали в канун Дня всех святых. Название All Hallows' Even упростили, так появился Halloween.
Еще несколько лет назад Хэллоуин был очень популярен в России, говорит Лукьянчук. В этот день во многих ресторанах и клубах проводились костюмированные вечеринки, а помещения украшали фонариками из тыквы, паутиной, прямо в зале стояли скелеты, черепа и жуткие маски. Эти атрибуты создавали атмосферу мистики и волшебства.
Хэллоуин начали отмечать в России с конца 1990-х годов, он стал частью некого культурного обмена с Западом.
«В начале своего появления праздник воспринимался как возможность повеселиться, нарядиться в костюмы и весело провести время с друзьями. Однако, в отличие от традиционного западного Хэллоуина, в России не было глубоких корней и ритуалов, связанных с этим днем. Никакой мистической или исторической подоплеки — что-то сродни карнавалу», — вспоминает путешественник.
Сегодня же в России Хэллоуин воспринимается если не как «сатанинский» праздник, то как минимум как «чуждый» русской душе. По словам Лукьянчука, дело даже не в том, праздник ассоциируется с оккультизмом и темной стороной жизни, а в том, что противоречит традиционным культурным и религиозным ценностям.
«У нас Хэллоуин — это чисто коммерческое действо, которое используют для маркетинга как сами клубы, так и магазины, и маркетплейсы, которые накануне праздника по-прежнему предлагают широкий ассортимент украшений, символов и костюмов», — отмечает эксперт.
Во многом из-за негативного отношения к западному стилю в России появился «Тыквенный спас», который отмечается в это же время. Хотя Тыквенного спаса нет в православном календаре и нет свидетельств о том, что это славянский народный праздник.
«Тем не менее, тыква — это символ урожая, плодородия — и создавать свои собственные, даже новые традиции — это хороший повод», — считает трэвел-блогер.
Как и Новый год, Хэллоуин предполагает костюмированные действа, только в отличие от «вегетарианских» новогодних нарядов, здесь можно одеться в страшные или забавные костюмы, проявить свою фантазию и креативность.
«Почему мы в детстве так любили страшные истории? В этом было и развитие воображения — мы придумывали свои собственные сценарии страшилок, и социальное взаимодействие — ведь это так здорово пережить совместный „ужас“, а потом весело смеяться», — говорит Лукьянчук.
Также, по мнению эксперта, страшилки — это своего рода безопасное исследование страха, которого ты уже меньше боишься в реальной жизни.
«Спросите любого на улице — кто-то думает в этот день про дни поминовения мертвых, как в Мексике, или про кельтские традиции? Нет, для обычных людей это обычный праздник. Да, пришедший с Запада, поддержанный ресторанным бизнесом, торговыми центрами и электронной коммерцией, но праздник», — заключил Лукьянчук.