Posted 29 октября 2024, 07:27
Published 29 октября 2024, 07:27
Modified 29 октября 2024, 15:17
Updated 29 октября 2024, 15:17
«За этот год мы достаточно серьезно продвинулись всем правоохранительным блоком. Я сам лично заслушал все уголовные дела и материалы, которые находятся у оперативников в ведении. Мы с ними совместно принимаем решение по реализации тех или иных материалов в зависимости от степени их проработки и готовности», — сказал Суяргулов.
Прокурор заявил, что правоохранительные органы консолидируют усилия в борьбе с коррупцией. Он напомнил, что наряду с прокурором республики — Суяргулов работает в Татарстане с осени 2023 года — сменился глава МВД региона — с весны 2024 года этот пост занимает Дамир Сатретдинов. В обоих ведомствах идут кадровые перестановки.
«Не все сразу у нас может получиться. Но надо сначала к драке подготовиться — в спортзал походить, команду собрать, а потом уже начинать дальше работать. Поэтому будем считать, что этот год у нас был тренировочный. Я надеюсь, что в следующем году мы усилим нашу работу по линии противодействия коррупции», — сказал он.
За последний год в Татарстане появилось сразу несколько громких уголовных дел — пожалуй, республика еще не видела примеров столь пристального внимания правоохранительных органов к чиновникам. В СИЗО находится глава Тукаевского района Фаил Камаев, обвиняемый в получении взятки, в СИЗО же сидит обвиняемый по той же статье экс-глава Актанышского района Энгель Фаттахов.
В изоляторе содержится экс-глава Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов, проходящий по делу о злоупотреблении полномочиями. Прокуратура через суд добилась изъятия недвижимости и 24,1 млн рублей у экс-главы Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Тимура Алибаева. И это не полный список тех, кто привлек внимание правоохранительного блока.
Прокуратура Татарстана обратилась в суд с требованием взыскать с четы Алибаевых — самого экс-главы районов Казани и его супруги — три квартиры и 24,1 млн рублей, что лежат на счету в турецком банке. Супруги настаивали, что недвижимость купили на деньги от продажи жилья родителей в Башкирии, а деньги получили в долг от друга-бизнесмена — в суде предоставили соответствующую расписку. В сентябре этого года фемида встала на сторону прокуратуры.
По словам Суяргулова, коррупционные действия могут быть вызваны как действиями чиновников, так и их бездействием «в силу профессиональной профнепригодности, случайного нахождения на этой должности». Прокурор Татарстана уверен, что причина коррупции — в низменных качествах людей, которые не могут победить свою жадность.
Суяргулов заявил, что правоохранительные органы сталкиваются с большими трудностями в ходе судебных процессов по делам о коррупции. Пример — одно из дел, где прокуратура дошла до Верховного суда России, чтобы признать недействительной расписку, легализующие имеющиеся у подсудимого деньги и имущество.
«С той стороны люди продолжают вырабатывать новые схемы, придумывать механизмы. Я думаю, что сюрпризов у прокуроров в судах будет еще много. Но это заставляет нас в юридическом плане развиваться и искать новые методы, как нам развивать защитные версии», — заявил Суяргулов на встрече с главными редакторами СМИ.
Препятствуют правоохранительным органам и руководители тех, кто находится подозревается в совершении преступления. Причем не всегда прямо — могут не предоставлять документы, долго рассматривать обращение. Один из таких примеров, по словам Суяргулова — дело экс-замминистра здравоохранения Татарстана Айрата Гарипова.
«Я очень хочу надеяться, что в основе их действий и мотивации лежит имиджевый вопрос, только имиджевый. Но что-то мне подсказывает, что это не всегда так», — заявил Суяргулов, отвечая на вопрос, что, по его мнению, движет руководителями, выгораживающими нарушивших закон подчиненных.
Гарипов стал замминистра здравоохранения республики в 2018 году. Он курировал финансовую деятельность ведомства и отвечал за профилактику коррупционных нарушений. В марте 2024 года премьер-министр Татарстана Алексей Песошин лишил его должности с формулировкой «в связи с утратой доверия».
До этого прокуратура уличила его во владении ценными бумагами иностранной компании, что запрещено как госслужащим, так и их родственникам. При этом в самом минздраве хотели ограничиться взысканием — Суяргулову пришлось лично доказывать, что Гарипов не мог не знать, что его действия противозаконны.
История главы Кировского и Московского районов Казани Миронова оказалась куда сложнее. Еще при предыдущем прокуроре Татарстана Илдусе Нафикове у чиновника обнаружили оформленное на родственников имущество стоимостью в 308 млн рублей. Уволить Миронова «в связи с утратой доверия» удалось только через суд супстя месяцы разбирательств. Мэрия Казани билась за него до конца, а прощаясь охарактеризовали Миронова только с лучшей стороны.
Ответил он и на вопрос, нет ли риска дезорганизовать работу — если всех пересажают, кто будет работать? Суяргулов напомнил, что в Казани долго искали замену находящемуся в СИЗО Миронову, при этом работа органов власти не остановилась. Аналогичные истории были в Актанышском и Тукаевском районе.
«Я вас уверяю: меня завтра здесь не будет, приедет новый Иванов Иван Иванович — и тоже ничего не поменяется. Речь же идет не о том, что мы целенаправленно выцеливаем кого-то и сносим его. В отношении людей возбуждены уголовные дела за то, что они совершили должностные преступления», — сказал он.
В ходе встречи с журналистами Суяргулов пообещал обратить внимание на дело замглавы исполкома Игоря Куляжева.
По версии следствия, после развода уже бывшая жена чиновника Инесса осталась недовольна отступными и наняла людей, чтобы найти незадекларированные активы экс-спуруга. А после потребовала с него 5 млрд рублей. Куляжев обвинил ее в вымогательстве.
Журналисты обратили внимание на внушительность суммы, что фигурирует в деле. И на то, что допрос Куляжева в суде закрыли от прессы.
Суяргулов заметил, что не должно быть ситуации, когда два человека совершили одно и то же преступление, при этом один осужден, а второй работает, потому что без него «район пропадет». «Не пропадет», — резюмировал он. И добавил, что те, кто пришел на смену находящимся под следствием, вряд ли совершат те же преступления.
Прокурор республики заявил, что сейчас есть материалы, по которым ведутся наработки, и которые вскоре обернутся новыми уголовными делами. «Целенаправленной задачи на драку нет. Есть задача: верховенство закона на территории Татарстана и неукоснительное соблюдение этих законов», — сказал Суяргулов.