Posted 16 июня 2020,, 16:53

Published 16 июня 2020,, 16:53

Modified 17 сентября 2022,, 17:12

Updated 17 сентября 2022,, 17:12

Парки как индульгенция: Казгордума разрешила строить бетонные мешки почти без зелени

16 июня 2020, 16:53
Сегодня Казгордума приняла изменения в местные нормативы градостроительного проектирования. Застройщикам, к которым предъявляют требования по озеленению, упростили задачу. Теперь им засчитывают не только деревья, кусты, но даже парковки, цветы на стенах. А близость парков еще больше снизит планку по озеленению.

Спасибо вьюнам и газону: как застройщики смогут сокращать озеленение во дворах

Для застройщиков упростили требования по благоустройству дворов. В понятие «озелененная территория» по новым правилам включили чуть ли не каждую травинку: и зеленую кровлю, и вьюны на стенах дома, которые называются «вертикальным озеленением», детские площадки, пешеходные дорожки, если они хотя бы наполовину засажены кустарниками и деревьями. Даже проезд с газоном и зеленые парковки приравняли к озеленению.

Конечно, есть ограничения: например, в площади озелененной территории зеленая кровля может занимать не больше 20%, экопарковки — не больше 5%. Но с миру по нитке — голому рубаха, а застройщику — разрешение на ввод ЖК с минимумом деревьев.

Однако и это не единственная возможность для стройкомпаний отделаться от «зеленых» обязательств. Если в радиусе полукилометра от домов или в 800 метрах пешеходной доступности есть парк, сквер или бульвар, то застройщик может уменьшить расчетное количество озелененных дворов на 30%. Если общественное пространство находится в радиусе 50 метров, то можно вообще отказаться от облагораживания половины территории.

Власти Казани утверждают, что это подстегнет инвесторов самим строить скверы.

«Предлагаем учитывать при проектировании отдельных объектов общественные пространства, что приведет к стимулированию застройщиков создавать полноценные рекреационные ядра как территории общего пользования, а не растаскивать отдельные фрагменты озеленения по участкам», — заявила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.

Живые зеленые стены, растения в вазонах (мобильное озеленение), озелененные кровли и террасы стали брать в расчет из-за исторических территорий.

«Вертикальное озеленение мы предлагаем в большей части в историческом центре, где есть участки настолько маленькие, что там невозможно ничего разместить. Более того, есть участки с уже существующей 100%-ной застройкой. В этом случае мы предлагаем озеленить фасад или территорию рядом с фасадом. Есть территории, прилегающие к большим паркам. Только в этом случае мы предлагаем сокращать процент озеленения», — сказала главный архитектор.

Зато деревья высадят на парковках, предназначенных более чем на 100 мест. Насаждения должны занимать не меньше десятой части.

Спортплощадки тоже можно уменьшить. И перенести на крышу

Социальные объекты по старым нормативам должны были строиться отдельно стоящими зданиями. Однако это ограничение убирается: детсады, библиотеки, подростковые клубы, пункты охраны общественного порядка, поликлиники теперь могут находиться «во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях». Но при условии, что они будут располагаться в помещениях, которые находятся в собственности города, республики или будут переданы им.

До половины социально-бытовых площадок можно будет перенести на крыши жилых домов. Под этим термином власти Казани понимают площадки для отдыха взрослого населения, площадки для занятий физкультурой, иные планировочные элементы. Исключением станут только детские игровые места, которые останутся на земле.

Кроме того, если для микрорайона сформируют физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), то застройщик может на 50% уменьшить размеры площадок для занятий физкультурой. Или совсем от них отказаться, если здание возводится на исторической территории. Если рядом со строящимися домами есть парк (а это, напомним, 800 метров пешком) с тренажерами, площадкой воркаута, беговыми дорожки, то размеры можно сократить на 30%.

При этом площадки для занятий физкультурой — это не только уличные турники, застройщикам засчитают и фитнес-центры внутри домов, которые обычно платные.

«Допускаем использование при подсчете спортивных площадок помещений общего пользования многоквартирных жилых домов спортивного назначения — спортзалов, бассейнов, но при обязательном наличии и уличных площадок», — заявила Тухватуллина.

Парковка совсем рядом в 800 метрах

Казанцам усложнили задачу, как припарковать машину рядом с новыми соцобъектами. Если в радиусе 500 метров или 800 метрах шаговой доступности есть муниципальная парковка, то рядом с реконструируемыми или строящимися школами, храмами, ее может и не оказаться. При возведении больниц стоянки для посетителей можно сократить на 50%.

Для общественных объектов площадью меньше 100 «квадратов» на исторических территориях тоже можно не делать места для машин по расчетам, если в 100 метрах есть муниципальная парковка.

Велопарковки

Теперь застройщикам придется устанавливать велобоксы, их попросили ставить максимально близко к входу в дом. Количество возьмут из расчета 5 велопарковок на 1 подъезд или 1 парковка на 30 квартир, но не меньше 5 на дом.

«Это чистой воды оптимизация в интересах строительного комплекса»

Монотонный доклад главного архитектора вызвал претензии и перетек в дискуссию. Депутат Казгордумы от КПРФ Алексей Серов отметил, что в презентации «много всего нарисовано и красивая зелень», но это в корне противоречит документу, который представлен народным избранникам.

«Такое ощущение, как будто вы вдохновлялись Оруэллом с его известной антиутопией. Если мы посмотрим всю документацию, которая нам предложена, по всем позициям там сокращение площади и озеленения, и парковочных пространств. В ряде случаев до 60%!», — обратил внимание Серов.

Он раскритиковал и предложение по удаленности больниц от парковок, ведь этот почти километровый путь придется проделывать детям, пожилым, инвалидам. В целом депутат раскритиковал документ, связав его с мечтами застройщиков.

«Это чистой воды оптимизация в интересах строительного комплекса. По-другому это оценивать нельзя. Вы пытаетесь рассказать нам о вертикальном озеленении, показываете рисунки цветочков на окнах, и считаете, что это может заменить общественные пространства», — возмутился он.

Тухватуллина подчеркнула, что озеленение сократят только в исторической части и рядом с парками, и предложила приходить на обсуждение постоянной комиссии по градостроительству и ЖКХ.

Еще одна представительница КПРФ Динара Халимдарова возмутилась небезопасностью детских площадок, которые якобы можно будет размещать на крыше. На самом деле это не так: в документе есть оговорка о том, что детские площадки являются исключением, на кровле можно строить только другие социально-бытовые площадки. Но главный архитектор, оппонируя депутату, почему-то об этом не вспомнила.

«Во-первых, там прописано, что безопасность обязательно соблюдается. Во-вторых, „крыша“ — имеется в виду стилобат. Под стилобатом могут быть и общественные площадки, и парковки. у нас сейчас много таких проектов. Внешне даже можете не понимать, что находитесь на крыше», — ответила главный архитектор.

Справка

Стилобат — наземная часть сооружения, часть ступенчатого цоколя здания или наземная часть общего цокольного этажа, объединяющая несколько зданий и (или) частей здания.

Все упоминания стилобата в документе, которые нашел корреспондент Inkazan, касались озеленения и парковок, но не детских площадок.

Халимдарова пыталась продолжить, но вместо архитектора заговорил мэр Казани Ильсур Метшин.

«Вопрос задайте! Если есть желание выступить, надо выходить и выступать. Понятно, выборы близко <…> Не надо переворачивать с ног на голову: вы одна тут задумались, что на крыше дети не должны играть? Не надо подменять понятия и не надо превращать в театр абсурда серьезное обсуждение документа», — возмутился мэр, послав депутатов в комиссию.

После фразы градоначальника «вопросы, пожалуйста», что-то осторожно попытался спросить Эмиль Хуснутдинов, но и ему слова не дали, сославшись на регламент.

В итоге документ, не единогласно, но все же поддержали.

"