Posted 28 сентября 2017, 13:08
Published 28 сентября 2017, 13:08
Modified 20 августа, 15:03
Updated 20 августа, 15:03
Действующая сейчас система транспортного обслуживания города была принята в 2007 году. В нее вносили коррективы по мере изменения транспортной инфраструктуры при подготовке к Универсиаде-2013. В этом году правительство России приняло поправки к Федеральному закону №220, регулирующему отношения между властями и перевозчиками.
В январе в стране разработали новый транспортный стандарт. На данный момент его исполнение является делом добровольным, однако уже готовится законопроект, который обяжет все населенные пункты привести свои транспортные системы в соответствие с ним. По словам Айдара Абдулхакова, председателя комитета по транспорту исполкома Казани, столица Татарстана станет первым городом, который начнет работать в соответствии со стандартом.
В мае исполком объявил конкурс на разработку новой системы транспортного обслуживания, включая маршруты и стоимость проезда. Летом муниципальные власти заключили контракт с победителем тендера - московским Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ).
Сейчас в Казани действуют 62 автобусных, 6 трамвайных и 11 троллейбусных маршрутов. На них приходится 29%, 42% и 29% трафика соответственно. Остальные 10% - на единственную линию метрополитена. Общая протяженность маршрутной сети составляет почти 1,5 тысяч километров.
В среднем, скорость передвижения автобуса по городу - 21 километр в час, трамвая и троллейбуса - 18 км/ч. По словам заведующего отделом стратегического планирования развития транспортных систем НИИАТ Сергея Мокроусова, это достаточно высокий показатель, который удалось достигнуть за счет специальных полос для общественного транспорта. Эксперт заявил, что транспортная система Казани - по некоторым показателям (впрочем, не уточнив, по каким конкретно) - лучше, чем в Санкт-Петербурге и Краснодаре.
Ежедневно по городу передвигается порядка 620 тысяч пассажиров. Согласно результатам соцопроса, проведенного экспертами института, среди 15 тысяч человек, постоянно общественным транспортом пользуются 68% горожан. 74% из них постоянно передвигаются на автобусах, 11% на метро, 8% на троллейбусах и 7% на трамваях.
Качеством услуг довольны 85% опрошенных. Основными недостатками существующей системы казанцы назвали ряд неудобных маршрутов, стоимость проезда, движение с опозданием и низкий уровень комфорта. Важными показателями качества работы общественного транспорта для горожан являются время ожидания и количество пересадок при передвижении из пункта А в пункт В.
По словам заместителя генерального директора НИИАТ Екатерины Брязгиной, новый план должен стать компромиссом интересов жителей, властей и владельцев частных автопарков. Институту предстоит пересмотреть вопросы безопасности и качества перевозки пассажиров, а также порядок заключения контрактов с перевозчиками.
На разработку новой схемы выделили 26 миллионов рублей: по половине из республиканского бюджет и средств ОНН. Казань и Калининград - единственные города России, которые получили международный грант на проведение мероприятий по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов.
Эксперт заявила, что согласно принятым правительством РФ стандартам, обслуживать перевозки без помощи городского бюджета станет невозможно. Например, потому что они жестко регламентируют аспекты, которым ранее уделяли немного внимания - доступность остановок, ценообразование, расписание движения и даже температуру в салонах.
Вторым этапом работы экспертной группы станет разработка регионального стандарта качества, который будет дополнять принятый правительством документ.
"Казанцы при достаточно высоком уровне надежности всегда находят повод потребовать большей надежности, и повысить для себя показатели, что мы, собственно, отразим в рамках регионального стандарта", - сказала эксперт. По словам Брязгиной, в ближайшее время будет запущен сайт, на котором жители города смогут оставить свои предложения по вопросу транспортного обслуживания.
Третьим этапом работы станет представление нескольких вариантов схемы транспортного обслуживания. Они будут различаться уровнем качества обслуживания и необходимых для его обеспечения финансовых затрат. "Мы понимаем как ужесточаются требования федеральные, что увеличение качества и доступности потребует дополнительных расходов. 33% жителей поддерживают возможность увеличения (стоимости проезда - Inkazan) при условии одновременного повышения качества услуг", - сказала Брязгина.
По словам Абдулхакова, прямой связи между формированием маршрутной сети и тарифами сейчас нет. Однако принятый Федеральный закон №220 изменяет отношения властей и перевозчиков, в частности, теперь бюджет обязан иметь сумму для компенсации ряда расходов перевозчиков и регулирования тарифов. Если тарифы не регулируются, то, согласно законодательству, перевозчики в праве самостоятельно устанавливать цены на проезд.
"Мы этого допустить не можем. Но напрямую говорить о том, что тарифная политика повысится нельзя. Может быть, нам разработают такую стратегию , которая приведет к снижению тарифов. Возможно она будет оптимизирована настолько, что автобусы будут ходить полными, и средств, собранных с наших пассажиров, будет достаточно", - сказал Абдулхаков.
Один из вариантов развития маршрутной сети учитывает увеличение количества маршрутов, в частности - магистральных и подвозящих: из-за недавно построенных жилых кварталов "Салмачи" и "Салават Купере", поселков Юдино и Левченко, северной части Авиастроительного района.
Сложность транспортного обеспечения некоторых из них заключается в плотности застройки, особенно частной. Проложить автобусные маршруты не получается - они или просто не могут заехать на узкие улицы, или могут нарушить транспортное законодательство, сообщил Мокроусов.
По словам Абдулхакова, итоговый вариант системы транспортного обслуживания вынесут на судгорожан. Власти планируют провести встречи с активами районных администраций, а также, по поручению мэра Ильсура Метшина, с сотрудниками учреждений здравоохранения и культуры. Предполагается, что их мнение позволит сделать маршруты более удобными до социально значимых объектов.
Эксперты заявили, что предложат городу ряд нововведений, в частности использование мультимодальных проездных билетов, которые позволяют передвигаться на всех видах транспорта, а также - по примеру Москвы - повременных проездных билетов. Они действуют в течение определенного времени и позволяют не платить за пересадки при передвижении. В столице время работы такого билета - 90 минут, для Казани оно еще не определено.
В то же время столица Татарстана не будет следовать примеру Москвы в плане отказа от троллейбусов в пользу электробусов, однако может появиться тестовый маршрут, который будет обслуживать выпущенный на "Камазе" электробус. "Переводить все на электробусы - это миллиарды. Насколько мы понимаем, их у Казани сейчас нет, как и таких приоритетов. Поэтому мы будем использовать существующую сеть троллейбусов достаточно интенсивно. Мы планов по переводу троллейбусов на электробусы не готовим именно в силу того, что это фантазии", - сказала Брязгина.
Кроме того, не ожидается открытия станций второй ветки метро в ближайшие 5-7 лет. Сейчас город ожидает пуска последней станции первой ветки, которая должна стать пересадочной при условии постройки второй линии метрополитена, "Дубравной". Ее ввод в эксплуатацию планировалось приурочить к Универсиаде-2013, но сроки неоднократно переносились, теперь запуск, по обещаниям властей, должен состояться до 28 февраля 2018 года.
На четвертом этапе работы будет представлен скорректированный в соответствии с принятыми изменениями план движения общественного транспорта и шаттлов во время проведения Чемпионата мира по футболу, который Казань примет летом следующего года. Предполагается, что до этого времени обновление транспортной схемы города завершат.