Posted 2 октября 2018, 09:20
Published 2 октября 2018, 09:20
Modified 20 августа, 15:05
Updated 20 августа, 15:05
На протяжении нескольких лет Россия остается в тройке лидеров-поставщиков зерна на мировой рынок. Минсельхоз РФ ожидает, что в этом году урожай составит 105 млн тонн, сообщает «Бизнес вектор». Это не так много, по сравнению с рекордными показателями прошлого года. По оценкам экспертов, объема хватит для насыщения внутреннего рынка, и для сохранения лидирующих позиций на мировом рынке.
Но, несмотря на это, цены все равно поползут вверх, считают представители отрасли. Это связано с удорожанием топлива и энергоносителей, а также с ростом цен на мировом рынке.
Засуха этим летом стала причиной сокращения урожая зерновых в Татарстане на 23%. В 17 районах республики действовал режим ЧС. Показатели средней урожайности по пшенице упали с прошлогодних 34 ц/га до нынешних 26 ц/га. Это не окончательные данные. Завершение уборочной кампании намечено на середину октября. Допускает повышения закупочных цен на зерно и глава минсельхоза Татарстана Марат Ахметов. В интервью «Реальному времени» министр пообещал, что удорожания социальных хлебов в республике не допустят. Ахметов уточнил данные: пока обмолочено 3,7 млн тонн зерна. Для сравнения: в прошлом году речь шла о 5 млн тонн.
Говоря о возможном 40%-ном росте стоимости зерна, Ахметов отметил, что цены уже стабилизировались. А потребность в продовольственном зерне «не такая уж большая».
Скачки цен на зерновые отразятся в первую очередь на стоимости хлеба. Объем российского хлебного рынка в 2017 году превысил 715 млрд рублей. Пекарни и предприятия произвели 11,3 млн тонн хлеба и выпечки. Из них 70% пекут на хлебозаводах.
Аналитики «Татарстанстата» высчитали покупательскую способность населения РТ в первом квартале 2018 года. Этот показатель демонстрирует, сколько килограммов продукта можно купить на среднедушевые доходы по средним ценам в этот период. Для ржаного хлеба это 710 кг, для батона пшеничного и хлебобулочных изделий из муки высшего сорта – 406 кг.
По утверждению Ахметова, до Нового года пекарни и мукомольные предприятия не будут заявлять, «что не могут концы с концами сводить и работают в убыток». А уже после – подорожание социальных хлебов возможно, так как и зерно недешевое, и затраты на хранение вырастут.
Минсельхоз РТ не исключает введение субсидирования муки, если в 2019 году вопрос останется актуальным. Такая система уже применялась в 2016-м. Речь идет только о хлебе из пшеничной и ржаной муки, мучных, кондитерских изделий это не коснется.
Сегодня четверть цены обычного батона составляют затраты на сырье. Такую же часть занимают затраты производителя на выпечку. Менее 10% приходится на зарплату сотрудникам, 5% - на маржу. Ценообразование для цельнозернового хлеба происходит по той же схеме. Однако пекари получают в 2 раза больше.
Стоит учитывать, что небольшие пекарни меньше тратят на выпечку. В то же время - им приходится компенсировать потери, так как порядка 15% их продукции не проходит отбор на полку. С другой стороны, на качестве позволяет экономить маржа в 40-50%. В случаях с обоими производителями существует торговая надбавка. У тех, кто и производит, и продает, она меньше.
Производители хлеба находятся под ценовым прессом, считает первый заместитель председателя Торгово-промышленная палата Татарстана (ТПП) Артур Николаев. С одной стороны, фермеры, которые собрали урожай, хотят получить максимум прибыли. Поэтому они пока придерживают цены в элеваторах, стараются не продавать и дождаться повышения цен. С другой стороны, государство координирует цену, потому что хлеб – это социальный продукт.
«Такой пресс получается на производителей. Это распространилось и на тех, кто муку производит, и на тех, кто сырье изготовляет», - пояснил Николаев.
Согласно данным Росстата, 1 кг хлеба в России, в среднем, стоит 68 рублей, выпечки - в 2,5 раза дороже. Потребление хлеба россиянами стало ниже показателей Европы – 55 килограммов на человека в год. При этом если на 10 тысяч европейцев приходится 4 пекарни, на аналогичное число россиян - одна. Рынок не насыщен.
Вернуть себе лидирующие позиции - многолетняя мечта российских пекарей. Но это будет ли это возможным при удорожании основного продукта в потребительской корзине, пока вопрос.