Posted 4 июня 2020,, 12:52

Published 4 июня 2020,, 12:52

Modified 17 сентября 2022,, 17:09

Updated 17 сентября 2022,, 17:09

Люди запомнят, кто помогал, кто жаловался: как гиганты экономики РТ поддержали людей

Люди запомнят, кто помогал, кто жаловался: как гиганты экономики РТ поддержали людей

4 июня 2020, 12:52
Фото: 1Mi
Россия оказалась не готова к пандемии: столкнулась с нехваткой масок, нежеланием властей помочь населению. На сцену вышли локомотивы экономик регионов, взявшие на себя социальную ответственность. В Татарстане одни компании пошли «в народ», другие ограничились защитой сотрудников. Третьи остались в стороне от темы.

«Татнефть» взяла на себя соцответственность

«Татнефть» включилась в борьбу еще до объявления нерабочих дней, счет которых ведется с 25 марта: волонтерам раздали материалы для пошива масок, молодых сотрудников с продуктами отправили к пенсионерам.

Первыми с волной вируса столкнулись врачи. Тысячи масок, экранов, противочумных костюмов и комбинезонов, несколько тысяч пар стерильных перчаток, очки, антисептики от нефтяников отправились в юго-восточные районы Татарстана. Помимо медиков, их используют на предприятиях самой компании и в социальных учреждениях регионов, где работает «Татнефть».

Сначала это были привезенные средства индивидуальной защиты: 10 апреля в Казань из китайского Тяньцзиня прилетел самолет «Руслан», заполненный медицинским оборудованием и средствами защиты. На борту была производственная линия для пошива масок, которую установили в Азнакаево.

Затем ПАО «Татнефть» начало развивать и местные инициативы. Интересна история о том, как локомотив татарстанской экономики занялся 3D-печатью многоразовых защитных экранов и респираторов. Изначально это была идея студента КНИТУ-КАИ, который изготавливал их сам. Стартап заметили в «Татнефти» и привлекли местных 3D-мейкеров, предоставив им 35 3D-принтеров для этого дела.

В апреле на «ТАНЕКО» начали разливать произведенный там же антисептик по 10 и 20-литровым канистрам. Затем противокоронавирусная линейка «Татнефти» пополнилась боксами для перевозки больных, снабженных элементами, которые используются в автоматике для нефтедобычи.

Кроме того, машины «скорой» на юго-востоке республики могут бесплатно заправиться на АЗС татарстанской организации. А в Москве компания привезла врачам клинической больницы имени Филатова обеды.

«„Татнефть“ будет помогать здравоохранению до момента окончания этого сложного положения», — пообещал генеральный директор компании Наиль Маганов.

Помимо медиков, помощь от татарстанских нефтяников получили местные производители и оказавшиеся в трудной ситуации люди — им передали 12,5 тысячи продуктовых «наборов добра» с мукой, крупами, тушенкой, курицей, сливочным маслом и другими продуктами. Для учеников из многодетных семей, которым приходится делить порой единственный на всех компьютер, собрали 100 ПК, ноутбуков и планшетов. В апреле дети сотрудников начали посещать онлайн-смены корпоративных лагерей, а с июня проект решили сделать постоянным. Семи районам крупнейший налогоплательщик РТ передал 100 тысяч масок, чтобы обезопасить детей и персонал в детсадах.

Также нефтяная компания поддержала создание лаборатории для диагностики COVID-19, которая открылась в Нижней Мактаме. Там можно проводить около 200 исследований в день.

Что касается внутренних распорядков: всех кого можно уже давно отправили на дистанционку. Через пару дней после начала тотальной самоизоляции, 27 марта, «Татнефть» перевела свои предприятия на особый режим работы: сотрудники за доплату на время переехали в детские лагеря и санатории, их снабжают продовольствием, медицинскими средствами и тестировали на COVID-19. Здания, технику, транспорт, промзоны и места проживания обрабатывают. То же касается городов и районов юго-востока Татарстана: техника «Татнефти» проезжает и по ним. Для местных коммунальных служб закуплено 19 тонн дезинфицирующих средств.

ТАИФ сконцентрировался на внутренней санэпидбезопасности

И без того непубличный обычно ТАИФ не стал вести активную информационную кампанию о том, как группа компаний помогает республике в период пандемии. На запрос Inkazan к моменту публикации холдинг также не ответил.

Группа компаний (ГК), судя по всему, бросила все силы на обеспечение безопасности своего персонала. Около 300 сотрудников перевели на удаленку. Предприятия ТАИФа обеспечили масками, дезсредствами; обрабатываются вахтовые автобусы, помещения, организованы дополнительные контрольно-пропускные пункты. Сотрудники входящих в группу «Нижнекамскнефтехима» и ТАИФ-НК тестируются на COVID-19. На входе их температуру замеряют закупленные недавно тепловизоры. На «Казаньоргсинтезе», помимо этого, установили системы активной очистки воздуха, в столовых используют одноразовую посуду.

А что делается для Нижнекамска? НКНХ каждую ночь обрабатывает улицы и дороги города, остановки и тротуары. Также предприятие подарило многодетным семьям планшеты, чтобы ребята могли учиться на дистанте. Но передачу техники организовали не по всему городу, а только сотрудникам предприятия.

Ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и ветеранам производств ТАИФ, а также инвалидам доставляют продуктовые наборы.

Есть и отдельные инициативы: сотрудники НКНХ и «Казаньоргсинтеза» выступили добровольцами и сшили маски для служб, постоянно контактирующих с людьми.

К работе ТАИФа в части социалки нарекания возникали и раньше. В декабре журналистка из Нижнекамска, где базируется группа компаний, пожаловалась главе РТ Рустаму Минниханову, что город с белой завистью смотрит на Альметьевск, в котором находится штаб «Татнефти». Руководитель региона подтвердил: к ГК ограничила участие в соцпроектах, сославшись на сложное финансовое положение.

«Но я думаю, что там идет смена поколений. Молодежь, может быть, до конца не понимает, ты где живешь, — там твои люди, там твое развитие. Поэтому мы будем разговаривать с акционерами терпеливо и донесем», — ответил Минниханов.

Речь идет об отставке гендиректора группы компаний Альберта Шигабутдинова прошлым летом. Эту должность занял его сын Руслан Шигабутдинов.

«Бахетле» раздала продукты

С апреля в Татарстане семьям, оказавшимся в трудной ситуации, начали раздавать продуктовые наборы. К работе подключились «Ак Барс банк», выделивший 300 млн рублей, и «Бахетле». Раздачу разделили на четыре этапа по 15 дней. В коробках первой партии татарстанцы нашли гречку, макароны, сгущенку, нектар, чай, растительное масло, тушеную говядину, сладости, муку и зеленый горошек. Каждая коробка обошлась спонсорам в 1,2 тысячи рублей. Ассортимент будет меняться, неизменным компонентом останется только тушенка. Всего 220 тысяч наборов получат 55 тысяч семей — это сопоставимо с 200 фурами или 50 железнодорожными вагонами еды.

Плюс к этим наборам сеть «Бахетле» раздала еще 7 тысяч коробок иногородним и иностранным студентам местных вузов.

Несмотря на это, не обошлось без критики в сторону сети супермаркетов: покупатели заметили, что цены на одноразовые маски взвинтили до 70 рублей. Это как раз совпало с периодом, когда средства защиты нельзя было найти ни в аптеках, ни в магазинах.

«Эдельвейс» организовал доставку по звонку

Соцсети сети супермаркетов обновляются каждый день, однако сообщений о том, как «Эдельвейс» выполняет социальную ответственность в сложный период, нет. Самоизоляция упоминается только в списках мер предосторожности при посещении магазина, а также в рецептах блюд, которыми можно укрепить здоровье во время карантина.

Как оказалось, поддержка граждан со стороны компании все-таки есть: для казанцев в ТК «Эдельвейс» организовали бесплатную доставку продуктов по звонку.

«По программе адресной доставки работают 12 магазинов, в каждом из них висят объявления о том, что покупатели по телефону могут заказать доставку на дом. У каждого магазина определен свой округ, куда входят близлежащие дома для адресной доставки», — сообщила директор по маркетингу «Эдельвейс групп» Алина Зайнетдинова в ответ запрос Inkazan.

«Подобные вещи формируют лояльность к компании»

По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Корнева, никто не может требовать социальной ответственности от компаний, это на совести каждой из них.

«Надо иметь в виду, что подобные вещи формируют лояльность к компании. Потому что как ни крути, а люди запомнят, кто помогал, а кто жаловался, ходил с протянутой рукой в правительстве и говорил: „Дайте мне денег“ <…> Умение не прятаться за спины других, а взять на себя ответственность за принятие решений, пусть они даже приносят компании дополнительные расходы — это очень сильный шаг, который может говорить о том, что руководство компании смотрит не в сегодняшний день, а в будущее. Не все сейчас могут похвастаться таким поведением», — отметил эксперт.

В нашей стране привыкли ругать бизнес, традиционно ставя в пример Запад, где социальная ответственность является нормой. Но оказалось, добавил Корнев, что «в тяжелые времена и в России многие компании готовы брать на себя существенные расходы в тяжелой ситуации, чтобы помочь выкарабкаться своим согражданам».

"