Posted 17 мая 2022, 04:00
Published 17 мая 2022, 04:00
Modified 20 августа, 15:52
Updated 20 августа, 15:52
В России стало меньше сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и сельхозпредпринимателей, доложил замглавы Росстата Константин Лайкам. Если в 2016 году их было 210 тысяч, то в прошлом году в стране насчитывалось 151 тысяча объектов. Наибольше потери понесли фермеры, их количество уменьшилось на треть.
Меньше стало не только тех, кто возделывает, но и того, где возделывают. Площадь сельхозугодий за пять лет сократилась на 7,5%, в основном за счет сельхозорганизаций. Посевные площади уменьшились на 1 млн га: по зерновым и зернобобовым — на 4,5%, по картофелю — на 20%, по овощам — на 15%, по кормовым — на 18%. Увеличились земли только под посев технических культур — на 30%.
Зато развивалось животноводство: поголовье всех видов животных, кроме мелкого рогатого скота, стало больше. Но не всегда на много: например, крупный рогатый скот прирос только на 1%, птица — на 5%. Ощутимо выросло поголовье свиней — на 30%.
В России насчитывается почти 33 тысячи сельхозорганизаций, что на 3 тысячи меньше, чем пять лет назад.
Зато каждая из таких организаций в среднем стала больше: приросла 85 га пашен, завела на 40% больше поголовья коров, свиней — в 2,3 раза, мелкого рогатого скота — на четверть, птицы — на две трети.
Рынком зерна тоже завладевают крупные предприятия. Этим продуктом Россию по большей части обеспечивают 2 тысячи крупных организаций, каждое из которых в среднем имеет около 8 тысяч га земель.
Но на 2,2 млн га «похудели» посевные площади сельхозорганизаций, больше всего по кормовым культурам. И не всем «мегааграриям» есть, где хранить зерно: из 19 тысяч хозяйств, имеющих посевные площади, только 10,5 обзавелись складами для хранения зерна (+28% за пять лет).
Их число рухнуло на 55 тысяч, но в основном за счет тех, кто реально не осуществлял сельхоздеятельность. Число действующих фермеров сократилось на 19%.
Площадь фермерских угодий выросла за счет пашен. Фермеры стали содержать больше крупного рогатого скота — +19%.
Свои хозяйства они увеличивают активнее крупных предприятий, но где им хранить «добро», тоже непонятно.
«Со складскими помещениями у фермеров ситуация намного хуже, чем у сельхозорганизации и по количеству и по динамике», — отметил Лайкам.
Сейчас нехватка складов особенно опасна, ведь экспорт приостановлен, предупредила независимый эксперт в сфере статистики сельского хозяйства Наталья Шашлова.
«Вызывает тревогу сохранение зерна. Есть ли у нас для этого мощности, возможности в его сохранении, особенно если учитывать, что в этом году ожидается еще больший урожай?», — сказала Шашлова, добавив, что точных данных по складам нет.
Отрасль приносит валовому региональному продукту Татарстана (ВРП) более 5%. Преобладают сельхозорганизации, на которые приходится 48% валовой продукции сельхозпродукции. Личные подсобные хозяйства занимают 41%, КФХ — 10%.
Сельское хозяйство республики в целом движется в одном направлении с российским, но не во всем. По итогам микропереписи в регионе увеличилось количество сельхозобъектов и общая площадь участков, но снизилось поголовье скота в личных подворьях.
«Неожиданным откровением микропереписи стало выращивание страусов в хозяйствах населения в двух районах республики и грецкого ореха в 13 районах», — рассказала глава Татарстанстата Наталья Гатауллина.
В последние годы в РТ снижалась доля хозяйств населения и рос вклад КФХ и сельхозорганизаций в общем объеме произведенной продукции.
Татарстанские фермеры стали наращивать свои сельхозугодья (до 735 тысяч га) и посевные площади (за последние 15 лет их доля выросла до с 12 до 22%).
«Рост площадей хозяйств населения, которое мы наблюдаем, произошел в основном в результате передачи земель от сельхозорганизаций. Наблюдается увеличение среднего размера земельного участка личного подсобного хозяйства с 30 до 33 соток в 2021 году. В 2006 году этот показатель фиксировался на уровне 27 соток», — дополнила Гатауллина.
Про животноводство сказать однозначно нельзя. С одной стороны, за 15 лет крупного рогатого скота поубавилось. С другой стороны, выросла их продуктивность. Одна корова стала давать в 1,7 раза больше молока, чем в 2006 году.
То, что в республике держатся за землю, подтвердил замглавы минсельхозпрода РТ Ришат Хабипов.
«Татарстан ни в какие годы не забрасывал ни одного гектара пашни. Это самое ценное для нас, потому что земля ни в каком регионе не производится», — сказал он.
Но регион хотел бы видеть больше мер поддержки от государства, чтобы закрепить молодежь на земле. Кажется, нынешние субсидии фермеры не очень оценили. По словам Гатауллиной, в 2020 году доля тех, кто воспользовался ими, составил 53% от общего числа.
Впрочем, какие-то меры «можно и отнять», сказал замминистра. Например, пособие по безработице.
«В деревне, в сельской местности оно в какой-то мере извратило людей, потому что [человек] не работает нигде, а на одно пособие в деревне можно прожить. Не надо сажать огород, не надо выращивать скот, не надо содержать даже птицу. Появилось целое поколение людей, которое ни одного дня не проработали», — сказал Хабипов.
Но даже те, кто готов работать в поле, не горят желанием выращивать картофель и овощи из-за их «непривлекательной стоимости». Засуха 2021 года обострила нехватку этих продуктов.
И все-таки Татарстан это зерноводческий или животноводческий регион? Перед Хабиповым поставили вопрос ребром.
«Я еще раз говорю, промышленно-сельскохозяйственный регион! У нас не только нефть, не только зерно. Мы зерно производим в достаточном количестве. 2 млн тонн молока, 5 млн тонн зерна и 3 млн сахарной свеклы мы должны производить ежегодно», — ответил спикер.
Озвученные сегодня данные лишь предварительные. Росстат обещает опубликовать более точные подсчеты с разбивкой по регионам в октябре.