Posted 31 января 2021,, 07:09

Published 31 января 2021,, 07:09

Modified 18 сентября 2022,, 11:21

Updated 18 сентября 2022,, 11:21

«В ближайшие десятилетия от нефти никто не откажется»: Так ли страшна декарбонизация?

«В ближайшие десятилетия от нефти никто не откажется»: Так ли страшна декарбонизация?

31 января 2021, 07:09
Фото: 1Mi
Татарстанские нефтяники с опаской смотрят на тенденцию на декарбонизацию. Они предупреждают, что падение спроса на черное золото может составить до 78%. Эксперты, опрошенные Inkazan, дали более позитивные прогнозы. Но тренды на экологичность все-таки стоит учитывать, какие именно — в материале Inkazan.

Нефть и «зеленые» тренды в цифрах

ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» подвело неутешительные итоги года. Базовые предприятия нефтегазохимического комплекса республики перечислили в бюджеты всех уровней 348 млрд рублей, что почти на треть ниже уровня 2019 года. В консолидированный бюджет Татарстана поступило 54 млрд рублей — минус 41% к году ранее, заявил гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин на заседании совета директоров в среду.

В этом году гигантам нефтяной промышленности пришлось сократить добычу из-за сделки со странами ОПЕК+. Новое соглашение рассчитано на два года.

Но татарстанские нефтяники опасаются и наметившихся долгосрочных тенденций. Так, Яруллин рассказал о мировом «зеленом» тренде на декарбонизацию, то есть на отказ от ископаемого углеводородного топлива. Европа планирует полностью прекратить выбросы парниковых газов к 2050 году. Из-за этого спрос на черное золото в обозримом будущем может упасть от 10% до 78%.

Власти республики и раньше заявляли, что нужно уходить в нефтехимию.

«Я могу уверенно сказать — нефти у нас очень много в разных формах. Нефтяная промышленность была и останется. Но мы нацелены не продавать нефть, а перерабатывать ее, переделывать в нефтехимические продукты, в полимеры, каучуки. Будем зарабатывать на этом», — сказал, например, глава РТ Рустам Минниханов в сентябре прошлого года.

«Все не так плохо с нефтью»

Эксперты настроены более позитивно и уверены, что в ближайшее время нефть продолжит занимать основную топливную нишу.

«Негативные настроения нефтяников я бы сейчас не поддержал. Во-первых, „зеленые“ отрасли не вытеснят нефтянку в ближайшие десятилетия, а может быть и дольше. Во-вторых, все не так плохо с нефтью. Она достаточно стабильно находится в диапазоне $54-56 за баррель сорта Brent, и Россия получила возможность увеличивать добычу, хоть не на много <…> Если Китай покажет в этом году хорошие темпы восстановления и государства юго-восточной Азии начнут активно закупать нефть, то все не так плохо», — отметил аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев.

Его поддержал Владимир Бобылев, главный редактор журнала «Нефть и Капитал»: по его мнению, опасаться декарбонизации как угрозы бюджету прямо сейчас не стоит, но в перспективе об этом думать надо.

«Сейчас, скорее, идет подготовка к этому процессу. Формируется законодательная база, причем не только в России, но прежде всего за рубежом. Многие аналитики и главы компаний, представители госорганов говорят о том, что это объективный процесс, хоть и небыстрый. В ближайшие десятилетия от нефти все равно никто не откажется», — прокомментировал Бобылев.

Набиравшая в последние годы популярность идея экологичности сейчас испытывает трудности, отмечает Корнев. Доля альтернативных источников энергии быстро расти не будет. Аккумуляторы для электромобилей нужно менять раз в несколько лет, а они дорогие. К тому же пока автомобили на электричестве не совсем приспособлены к работе в странах с суровой зимой. Даже в электробусах в Москве приходится отапливать салон дизельными печками.

Бобылев предполагает, что уход собственной части сырья в нефтехимию возможен. В таком случае производствам действительно стоит задуматься об экологичности, но в другом плане — в учете потенциальных «зеленых» налогов в экспорте.

«О чем точно стоит задуматься — о мерах по повышению эффективности деятельности и по учету экологической составляющей. Потому что в Европе идет подготовка к введению экологических налогов. Нужно учитывать это в системе затрат на производство, транспорт, экспорт», — отметил собеседник.

В этом может помочь цифровизация. Хоть внедрение технологий и дорого, но в будущем это позволит оптимизировать затраты.

Впрочем, даже если спрос на нефть снизится, Татарстан — регион с диверсифицированной экономикой. У большинства направлений, которые развивает республика перспективы неплохие, успокоил Корнев.

"