Posted 20 февраля 2020, 12:54
Published 20 февраля 2020, 12:54
Modified 17 сентября 2022, 16:49
Updated 17 сентября 2022, 16:49
По словам Галеева, в области транспорта «предстоят революционные изменения», которые обеспечат высокоавтоматизированные и беспилотные средства передвижения. Он рассказал, что когда спикер парламента Фарид Мухаметшин создал рабочую группу по подготовке законопроекта, регулирующего их деятельность, у многих был вопрос, не рано ли? Но вопрос актуален, считает он.
Актуален он был еще в 2018 году, когда теперь уже экс-премьер-министр страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости разработки законодательных норм как можно быстрее. За дело взялся парламент Татарстана, пообещав представить проект закона в третьем квартале 2019 года. Сегодня Галеев рассказал о результатах работы.
Почему важен закон о беспилотниках? Он позволит разработать необходимые подзаконные нормы и акты, которые, в свою очередь, ускорят выход такого вида транспорта на дороги общего пользования. Сейчас действует лишь постановление правительства России от конца 2018 года о старте испытания беспилотников.
«Порядка более 90 единиц по России бегают сейчас, и площадки это Москва, полигоны Московско области и Татарстан», - сказал Галеев. По его словам, республика попала туда, так как «Камаз» производит и испытывает такой транспорт на своей территории, в Иннополисе курсируют семь автомобилей «Яндекса».
В мире автомобили принято разделять на шесть классов, сказал депутат. Нулевой, где автоматизации нет, первый, где появляется круиз-контроль и другие функции, но татарстанских парламентариев интересуют четвертый и пятый уровни, когда движение осуществляется автоматически, но в кабине сидит контролирующий его человек, или полностью беспилотное движение.
Дерпутат добавил, что закон нужен, чтобы избежать смертности на дорогах – в России на них ежегодно умирают порядка 16,5 тысячи человек. Беспилотники повысят производительность труда на некоторых компаний – беспилотники могут перевозить грузы круглосуточно, в то время как для людей действует ограничение.
К его созданию привлекли специалистов-разработчиков «Камаза», сотрудников Фонда безопасности Татарстана. Над проектом работали больше года, рассказал Галеев. Он определяет терминологию, ответственность федеральных органов власти, собственника транспорта, оператора и человека, контролирующего движения в салоне автомобиля. После одобрения его направят в Госдуму.
«Страхование, конечно, тоже меняется. Соответственно, ответственность тоже здесь повышена. На первых порах, безусловно, тарифы будут повыше, потому что стоимость оборудования чаще всего сопоставима со стоимостью самого транспортного средства», - сказал Галеев, добавив, что впоследствии она будет кратно удешевляться.
Депутаты предложили внести изменения в ряд федеральных законопроектов. Галеев заявил, что «переходный период», когда по дорогам будут ездить как беспилотные, так и обычные автомобили, займет «где-то десяток лет, если не больше»: нужно разработать стандарты, которые позволят повысить безопасность такого вида транспорта.
Законопроект получил одобрение всех заинтересованных ведомств. Это минцифры, минтранс, управление главы Татарстана и «другие юристы». «Работа завершена», - констатировал Галеев.
Депутат от КПРФ Артем Прокофьев заявил, что в законе не прописана уголовная ответственность за ДТП с беспилотником, в котором пострадали люди. Галеев ответил, что если причина аварии в неисправности транспортного средства, то ответственность несет собственник, если ДТП произошло по вине оператора, то виновен он.
«Я могу сказать, что эта инициатива была поддержана руководством Госдумы, потому что пока никто, кроме нашего субъекта, не взялся за разработку такого документа», - подытожил вице-спикер Юрий Камалтынов. Комментируя вопрос Прокофьева, он сказал, что в будущем изменения могут быть внесены в уголовный и административный кодексы. Депутаты проект поддержали.