Posted 4 июня 2018, 06:13
Published 4 июня 2018, 06:13
Modified 17 сентября 2022, 15:08
Updated 17 сентября 2022, 15:08
Десятые года 21 века начались для высших учебных заведений столицы Татарстана очень бурно. Три крупнейших получили федеральные статусы. Сейчас Казанский университет носит статус федерального, еще 2 национальных исследовательских университета. Первым конкурс на статус национального исследовательского выиграл Казанский государственный технический университет им.А.Н.Туполева (КНИТУ-КХТИ). Это произошло в 2009 году. В 2010 году аналогичное решение приняли в отношении Казанского государственного технологического университета. В том же году Казанский госуниверситет получил статус федерального вуза. Решение тогдашний президент России Дмитрий Медведев принял годом ранее, но реализовали его в 2010-м. Казанский университет существенно укрупнили. Он принял в свою структуру несколько местных вузов, в том числе один из самых престижных в регионе Казанский финансово-экономический университет, а также педагогический институт.
Реформы, судя по отзывам студентов, не оказали положительного эффекта на качество образования. Во всяком случае, в ряде вузов. Например, начиная с 2013 года, немало претензий появилось у молодых людей к КХТИ.
«КГТУ считается одним из лучших универов города, хотя преподавательский состав заметно устарел, и учиться приходится по учебникам времен Советского Союза. Также преподаватели не приветствуют проявление мнения студентов, отстаивание собственной позиции и вопросы, выходящие за границы чёткой учебной программы. А тех, кто приемлет выше перечисленное, можно пересчитать по пальцам. В большей мере моё образование – это самообразование. На лекциях есть возможность услышать интересную информацию, но нужно быть готовым к тому, что углубляться и разбираться в ней придётся самостоятельно», - написала среди прочего подписавшаяся Ириной Степновой пользовательница сайта vuz.edunetwork.ru в июле 2013 года.
Спустя годы, ситуация в этом вузе не улучшилась, а скорее усугубилась. «Ужасное учебное заведение. Старые аудитории, везде воняет туалетом, большинство преподавателей не дают никаких знаний. Есть преподы-истерички. Постоянно отменяют пары и приходится скитаться по улицам. Обучение в универе ведется по старым программам, которые уже давно не актуальны. Не поступайте в этот 'вуз' ни при каких обстоятельствах (особенно если собираетесь получать it специальность)», - в июле 2016 года такой отзыв о КХТИ на том же сайте оставила пользовательница Маша Вудс.
«ВУЗ немного устарел, не хватает актуальных специальностей, учился на факультете ИХТИ (Инженерный химико-технологический институт- Inkazan), нет никакого трудоустройства. Из положительного могу отметить достаточно разностороннее развитие по предметам, предоставление общежития, теперь только частично не на весь период обучения.
В процессе обучения сложным и малоприменимым был предмет ПАХТ (процессов и аппаратов химических технологий). В институтской жизни сложно отметить какие-то мероприятия, которые конкретно адресовались всем студентам. В основном на мероприятиях участвовали студенты из активной части группы, остальные никак не привлекались», - гласит отзыв от марта 2017 года пользователя Кирилла Тихонова.
В национальном рейтинге вузов за 2017 год КНИТУ-КХТИ поднялся только на 44 место, КАИ еще ниже – 64 место. В топе только КФУ – 11 позиция. КХТИ, вообще, в последние 3 года создает информационные поводы, никак не связанные с научной деятельностью. Вуз находится в центре затянувшегося коррупционного скандала. Начался он в 2014 году с задержания проректора вуза Ильдара Абдуллина. Его заподозрили в хищениях на десятки миллионов рублей. В 2017 году фигурантами уголовных дел стали еще один проректор Александр Кочнев, директор центра эластомеров университета Игорь Дубовик и на тот момент уже бывший ректор КХТИ Герман Дьяконов, руководивший вузом в течение 10 лет. Уже в 2018 году стало известно о задержании бывшего первого проректора КНИТУ, директора института дополнительного профессионального образования Василия Иванова.
Дьяконова обвиняют в мошенничестве. По версии следствия, Дубовик по указанию Дьяконова искал фирмы-однодневки для обналичивания денег, затем с ними заключались контракты, переводились деньги. По завершению процедуры, Дубовик спрашивал у Дьяконова, что делать, а тот рапортовал переводить деньги в Москву лицу, которое следователи не называют по сей день.
За несколько месяцев до ареста Дьяконова в КХТИ проходили выборы ректора. Свою кандидатуру будущий фигурант уголовного дела снял. Не прошли и другие кандидаты, их завернул федеральный минобр. В результате, вуз возглавил Сергей Юшко – директор технопарка «Идея». Кадровое решение стало, как минимум, странным и нарушающим преемственность в рядах научных работников. Новый ректор является выпускником другого вуза – КАИ, в КХТИ он окончил аспирантуру и докторантуру. В 1997 году пришел на работу в КХТИ старшим преподавателем на кафедру инженерной и компьютерной графики, автоматизированного проектирования. В 2004 году возглавил ее. В 2005 году стал деканом факультета информационных технологий. Однако с 2006 года руководил технопарком. На протяжении 11 лет его деятельность была связана отнюдь не с вузом. Среди сотрудников вуза кандидата на пост ректора не нашлось. Заявив курс на чистку кадров и наведение порядка в вузе, Юшко сам успел оказаться в центре пары скандалов. Например, резонанс вызвал тендер на покупку новой мебели для кабинета и приемной ректора. Общая сумма – более 1 млн рублей.
Сотрудники КХТИ отмечают, что в вузе снизилась научная активность. Еще в 2014 году профессор кафедры "Технологии основного органического и нефтехимического синтеза" Исмагил Хуснутдинов заявил в интервью «Бизнес online», что объем реальной научной работы в КХТИ снизился по сравнению даже с тяжелыми 90-ми годами раза в 2-3. Он дал интервью на фоне скандала вокруг арест проректора Абдуллина.
Спустя четыре года ситуация в вузе в лучшую сторону не изменилась. По словам собеседника Inkazan из числа научных работников, официальные требуемые минобром РФ показатели подгоняют до нужного объема. Реально же все достаточно плачевно. Чтобы хоть как-то обеспечить научную деятельность, технические направления вынуждены искать финансирование по так называемым хоздоговорам.
По словам собеседника, для того, чтобы заключить хоздоговор, приходится задействовать и личные старые связи заведующих кафедр (как правило, уважаемых ученых, которым директора предприятий не могут отказать), и интересы самих хозяйственников (вплоть до необходимости учить своих детей и защищать кандидатские, докторские свои и своих знакомых, сотрудников), и госзаказ или заказы федеральных предприятий (оборонные, нефтяные, группы «Газпрома»).
Однако столичные структуры, утверждает собеседник, требуют и получают «фантастические откаты», забирают львиную долю и в вуз на сами исследовательские работы по месту (кафедры) приходят копейки. На них нужно проводить исследования и оплатить труд молодых ученых. Последние – разбегаются.
«Какой нормальный умненький аспирант останется на кафедре, если при максимальной загрузке в полторы ставки плюс все возможные доплаты он в месяц получает не больше 23-25 тысяч? И это при условии наличия тех самых хоздоговоров и т.п. Старички сидят на кафедрах на 8-16 тысяч в месяц. Если они уйдут - специалистов не останется», - рассказал собеседник.
Высшие учебные заведения Татарстана, даже те, где не гремят громкие коррупционные скандалы, регулярно оказываются в зоне критики региональных властей. Летом 2017 года глава Татарстана Рустам Минниханов возмутился, что выпускники школ республики, сдавшие ЕГЭ с хорошим результатом, уезжают продолжать образование за пределы республики. Это не менее 50% выпускников.
"Вы перестаньте быть такими крутыми! Вы должны знать всю ситуацию в школах, лучших - должны привлекать: любыми условиями", - сказал тогда Минниханов.
Минниханов тогда возмутился результатами исследования качества бюджетного приема в вузы, которое провела Высшая школа экономики и российский минобр. От Татарстана ни одно из высших учебных заведений в топ-20 не попало.
Годом ранее эту проблему поднял на одном из совещаний в исполкоме мэр Казани Ильсур Метшин. По его словам, отток абитуриентов может негативно сказаться на социально-экономическом развитии столицы Татарстана, так как город в перспективе остается без талантливых и профессиональных кадров.
«Где родился, там и сгодился» – самая точная оценка общего образования. Мы с вами работаем для того, чтобы каждый казанец реализовывал свой потенциал дома, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие Казани», — сказал Метшин в августе 2016-го.
Несмотря на большие деньги (по большей части, из федеральной казны), которые вкладывают в развитие высшего образования в Казани, число студентов сокращается.
По данным Татарстанстат, в 2012/2013 в вузах РТ насчитывалось 190,7 тысяч учащихся. В 13/14 году – без малого 182 тысячи, 14/15 – 170,3 тысячи. В 15/16 их стало еще меньше – 163,2 тысячи. И, наконец, в вузах региона обучалось чуть более 153 тысяч человек. Отток наблюдался и в государственных, и в частных организациях.
Сокращается число и самих организаций высшего образовательного звена. В 2012 году в Татарстане действовали 28 вузов и 54 филиала. К 2016 году отрасль сократилась до 23 вузов и 25 филиалов.