Posted 8 июля 2021, 14:30
Published 8 июля 2021, 14:30
Modified 12 сентября 2022, 06:23
Updated 12 сентября 2022, 06:23
С докладом выступила Анна Носкова, исполняющая обязанности главы департамента Росгидромета по ПФО. Она рассказала: в 2020 году в России отмечена 1 тысяча опасных природных явлений. Из них 372 нанесли значительный ущерб экономике. По сравнению с 2019 годом отмечается тенденция к их увеличению. На территории Татарстана в прошлом году зафиксировали 17 опасных явлений, а за половину 2021 года — уже 12.
Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин предложил депутатам не задавать вопросов выступающей, так как «она с Нижнего Новгорода». Тем более следом ожидалось выступление местного специалиста. Парламентариев это не устроило. «В порядке исключения» слово дали Тахиру Хадееву. По его словам, Татарстан живет в условиях рискованного ведения земледелия, и долговременный прогноз для республике очень важен.
«Когда Гидрометцентр научится давать нам рекомендации на полгода? В этом году сумма эффективных температур выше 5 [градусов] превышена на 166%, сумма эффективных температур выше 10 — на 200%. Если бы служба нам сказала об этом, мы бы лучше готовились», — сказал он. Носкова ответила, что прогнозировать всегда тяжело, но управление, по ее мнению, справляется с этим вопросом.
Депутаты хотели продолжить дискуссию, уверяя, что их вопросы очень важные, но слова им не дали. Вместо этого за трибуну вышел Сергей Захаров, руководитель местного Гидрометцентра. Мухаметшин просил его остановиться на состоянии экологии и принятых мерах, а не на количестве проведенных совещаний, но без этого не обошлось. По его словам, Гидрометцентр всегда ассоциируют с организацией, которая только дает прогнозы, но их деятельность очень многогранна.
Воздух: по словам Захарова, последние несколько лет отмечается ухудшение качества атмосферного воздуха в Казани. В Набережных Челнах за последние 5 лет существенных изменений не произошло, в Нижнекамске — все изменчиво. Основной «вклад» в загрязнение воздуха в Казани вносят формальдегиды и диаксид азота.
Осадки: за осадками в республике наблюдают на 8 станциях. Качество проб находится в пределах установленных норм.
Вода: в Татарстане мониторят состояние 17 водных объектов. Пробы проверяют ежемесячно. В основном загрязняющими веществами являются орагнические соединения, азот-нитритные соединения меди, марганца, сульфатионы и летучие фенолы.
Наиболее загрязненные реки Татарстана — Казанка, Степной Зай в районе Лениногорска, Заинска и Альметьевска. Тенденция к ухудшению качества воды наблюдается на Меше и Свияге. «На протяжение последних лет качество воды остается неблагополучным, а уровень загрязнения высоким», — сказал Захаров.
Что касается Куйбышевского водохранилища, то на нем основными загрязнителями являются органические соединения, меди, марганца и железа. Вода у Зеленодольска и Казани, по словам выступающего, очень грязная.
Почва: мониторинг проводится в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске. В этих городах отслеживается уровень влияния промышленных зон на жилые районы. За все годы наблюдения состояние почвы сильно не изменилось. В трех городах земля относится к «загрязнено-допустимой» категории.
Радиация: ее уровень измеряют по всей республике. Радиационная обстановка не представляет опасности для татарстанцев, сказал спикер. Также Захаров заявил, что в республике не выполняется постановление о регулировании выбросов промышленных предприятий в неблагоприятных условиях. Он напомнил, что в Татарстане работают 5 545 компаний, которые должны во время неблагоприятных условий переходить в режим сокращения выбросов. Это делает лишь 10% организаций.
Депутат от КПРФ Артем Прокофьев поинтересовался, почему Гидрометцентр отключил автоматические станции мониторинга загрязнения воздуха в Казани. Теперь данные предоставляются только по будням с задержкой в один день. Захаров ответил, что установили эти станции еще во время Универсиады. Сейчас у организации нет задачи выполнять контрольные функции.
«То, что раньше они стояли там, это было фактором доброй воли», — сказал он, добавив, что сейчас эта функция лежит на министерстве экологии. Почему станции все же были отключены, депутаты так и не выяснили.
Депутат Хадеев снова поинтересовался, почему в 5 районах республики не введен режим чрезвычайной ситуации из-за жары как по всему Татарстану. «Везде все горит, сумма температур превышена в два раза, а хозяйства исключены. Вы верите тому прибору, который находится на 10 квадратных метрах, а вся территория — 150 тысяч гектаров. Неужели нельзя увидеть трещины и такое состояние озимых?», — сказал он.
Егоров ответил, что наблюдения проводятся по маршрутам в режиме реального времени. «Мы не включаем и не исключаем. Мы просто даем информацию правительству, министерству сельского хозяйства. Решение принимается там», — парировал он.
За синоптика вступился глава Татарстана Рустам Минниханов. «Наша служба хорошо оснащена по сравнению с другими регионами. В этом большая заслуга Захарова. Но то, что дождя нет, конечно, тоже он виноват», — отшутился он.
«В прошлом году урожай был, так про Захарова никто не вспоминал. А сейчас [засуха], так все налетели», — заметил Минниханов, добавив, что все же республике нужен прогноз не на неделю и десять дней, а хотя бы три месяца.
«Из-за того, что на Захарова будем наезжать, дождя не будет. Попросим Всевышнего, чтобы нам помог. Но ситуация очень непростая», — резюмировал глава РТ.