Posted 14 мая 2020,, 04:01

Published 14 мая 2020,, 04:01

Modified 17 сентября 2022,, 17:04

Updated 17 сентября 2022,, 17:04

Эхо самоизоляции: что будет с базой данных 1,7 млн татарстанцев?

14 мая 2020, 04:01
В период тотальной самоизоляции в Татарстане действовала система СМС-разрешений на выход из дома, собравшая персональные данные 44,7% жителей республики. Ее действие завершилось, информацию обещали удалить. Но процесс затягивается, вызывая опасения татарстанцев о будущем их данных.

Система получения СМС-разрешений на выход из дома в период тотальной самоизоляции заработала с 1 апреля и функционировала до 11 мая. С момента ее запуска жители республики опасались, что собранные для оформления пропусков данные — ФИО, серия и номер паспорта — могут впоследствии использоваться правоохранительными органами или «утечь» в свободный доступ. Их оппоненты возражали: эти сведения у силовых структур уже имеются.

СМИ со ссылкой на источники сообщали, что благодаря системе правоохранительные органы не только отслеживают контакты зараженных коронавирусом, но и обнаруживают находящихся в розыске. Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын заявил Inkazan, что государство могло использовать систему для показательных наказаний, соотнося данные о получении пропуска с информацией о местонахождении пользователя, доступной оператором связи.

Министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин поспешил развеять сомнения. Он заявил, что данные находятся под высокой степенью защиты и будут удалены после завершения использования системы. На этой неделе он сообщил, что решение об удалении только принимается с участием специальной комиссии. Входят ли в нее, например, силовики, министр не сообщил. Вероятно, что так Хайруллин снимает с себя ответственность в случае «утечек».

В ответ на запрос Inkazan в пресс-службе минцифры заявили, что в нее войдут специалисты по информационной безопасности Центра информационных технологий Татарстана, минцифры, разработчика системы и «нескольких других ведомств». В рамках интервью Telegram-каналу «TUKAY говорит» пресс-секретарь министерства Вероника Доронина заявила, что в работе комиссии будут участвовать Роскомнадзор и ФСБ.

По ее словам, министерство не собирается «чахнуть над златом» и удалит данные. Тем более что их дальнейшее использование упирается в пользовательское соглашение, согласно которому разработчик не имеет права пользоваться собранной информацией. Что в таком случае будут обсуждать члены специальной комиссии? Судя по высказыванию Дорониной, сам формат удаления. Она пообещала, что процесс будет официально запротоколированным и открытым для жителей.

Генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов считает, что история с СМС-пропусками не должна вызывать опасений: собранные данные хранить не будут, потому что они не нужны, заявил он. «Мы такое количество данных оставляем везде где ни попадя: заказываем авиационные билеты, железнодорожные билеты, делаем покупки в интернет-магазинах. Все данные, если теоретически могли бы куда-то утечь, они уже утекли», — сказал Михайлов.

Анонсы скорого удаления собранной информации уже стали причиной народных шуток о торжественном нажатии некоей «красной кнопки» и «сжигании дата-центра». Однако на данный момент неизвестно, у кого и где хранятся собранные данные. И если потребность спецслужб в доступе к ним вызывает сомнения, может ли она вызвать интерес других имеющих доступ к информации лиц? Очевидно лишь, что история с удалением затягивается.

В период начала работы системы Делицын заявлял, что власти, занятые коронавирусом, многие другие проблемы откладывают на будущее. В какой-то степени оно наступило: система перестала функционировать, ограничения постепенно снимаются. Настало время решать судьбу данных более 1,7 млн жителей Татарстана или 44,7% от всего населения республики. За время работы системы они получили свыше 13,7 млн пропусков.

Наиболее популярной разработка оказалась среди дачников и тех, кто совершал поездки за пределы населенных пунктов, пользуясь целью «Поездка на дачу» — на ее реализацию отводилось два часа. На нее пришлось около 53% от общего числа выданных разрешений. Систему использовали для доставки продуктов и лекарств родственникам — порядка 26% разрешений, для посещения банков и почты — около 7,6%.

«Данные никуда не передавались, не было такого, что Большой брат следит за всеми — кто пошел в магазин, кто на дачу. Мы видели просто цифры. Некоторые злоупотребляли — по восемь раз в неделю ходили на похороны. Приходилось меры принимать», — сказала Доронина. По ее словам, система стала вынужденной мерой в условиях пандемии. Понадобится ли ее возрождение в случае второй волны COVID-19, неизвестно. Решение будут принимать по ситуации.

Будущее телефонного робота Лилии, созданного для консультирования татарстанцев по «горячим линиям», выглядит более оптимистично. «Говорящая машина» минцифры продолжит рассказывать жителям об актуальных вопросах, связанных с COVID-19 и самоизоляцией. Что логично: Татарстан не привык отказываться от своих перспективных разработок, какую бы сферу жизни людей они не затрагивали.

"