Posted 20 августа 2019, 14:09
Published 20 августа 2019, 14:09
Modified 20 августа, 15:23
Updated 20 августа, 15:23
Акция стартовала 24 июля. За день до этого крановщики Казани опубликовали требования к руководству строительных компаний города. Среди выделенных ими проблем — низкая заработная плата и грубое нарушение техники безопасности. В интервью Inkazan Шарипов и другой представитель МПРА Владимир Водолазов рассказывали подробности самых частых нарушений на стройках, которые начинаются с момента заключений договора и заканчиваются в самом конце рабочего процесса.
МПРА подвел промежуточные итоги с начала акции. За это время ни один крановщик фактически уволен не был. Шарипов в беседе Inkazan заявил, что они уходили по собственному желанию. Сейчас одна из компаний пытается уволить машиниста башенного крана по статье Трудового кодекса. При этом проверки, которые организовывала прокуратура РТ и другие надзорные органы, ни к чему не привели.
«Конечно, Ростехнадзор и минстрой всячески дают понять, что предпринимать серьезные меры против хозяев строительных и крановых компаний не намерены. Оно и понятно, государственные органы в первую очередь защищают бизнес, ставя интересы рабочих на последний план. Именно поэтому нам нужно дальше укреплять профсоюз и готовиться к новому этапу борьбы», — сказано в сообщении МПРА.
В пресс-службе министерства строительства РТ заявили Inkazan, что профсоюз (МПРА) не обращался к ним. Однако минстрой сам вышел на фирмы-владельцы кранов и дал некие рекомендации по урегулированию ситуации. Шарипов заявил Inkazan, что владельцы вышеуказанных фирм не могут отвечать за соблюдение правил техники безопасности на стройках. Это попросту «не их епархия».
«Мы говорим, что проблему надо решать комплексно, а нам отвечают все, что могут решать только вопросы между нами и работодателями. Нас загоняют в противостояние с ними. А мы не хотим противостояния с ними. У нас нет конфликта. Невыполнение закона идет не потому что они вредные, а потому что у них денег нет на выполнение этого закона», — сказал Шарипов.
Стройкомпании также не выходили на контакт с рабочими. Владельцы кранов, по словам Шарипова, пошли на уступки. К примеру, в договорах появились нормы страховки, была повышена специальная норма оценки труда с «2» на «3». Это означает, что в профессии крановщика есть определенные риски.
Единственным органом, который за месяц, прошедший с начала акции, ответил на запросы и заявления крановщиков, стала прокуратура. В ведомстве заявили, что все запросы переданы в районные отделы, сказал Шарипов. Сейчас МПРА прорабатывает дальнейшее развитие акции протеста. Среди них — полная остановка кранов. Однако, по словам Шарипова, это зависит от самих работников.
«Протест не выполняется по чьему-либо решению. Мы не можем прийти и снять человека с крана. Он сам должен принять решение. Если люди действительно хотят улучшения условий, то вторая волна неизбежна. Но не запугает ли она крановщиков — неизвестно», — заявил Шарипов.
Протесты, начавшиеся в столице Татарстана в июле, прошли по всей России. В соцсетях за месяц появлялось множество постов в поддержку крановщиков Казани. Шарипов не исключил, что вторая волна акции затронет и другие регионы страны.