Posted 10 июня 2021, 10:44

Published 10 июня 2021, 10:44

Modified 18 сентября 2022, 11:54

Updated 18 сентября 2022, 11:54

Выбрать верное направление: Как в России работает рынок навигации

10 июня 2021, 10:44
Людям и организациям в современном мире важно знать кто, где и когда перемещался на их территории или за ее пределами. В каком направлении развивается навигационный рынок России — в исследовании «Бизнес-Вектора».

По мнению экспертов, часто заказчик убежден, что проблему проще решить новой должностью, а закупка умной системы ему не кажется очень выгодной.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев считает, что навигация в наше время — это некая электрическая розетка образца первых двух декад ХХ века. Она используется как в производственном секторе, так и в быту.

Сегодня российский навигационный рынок оценивается в 150 млрд рублей. Большую часть из них составляют системы мониторинга автотранспорта — 80 млрд рублей, а персональная навигация — 30 млрд рублей. Еще 30 млрд — это навигация внутри помещений. Гораздо меньшие суммы приходятся на картографию (7 млрд рублей) и на умное сельское хозяйство (еще 2 млрд рублей).

В Татарстане одним из игроков рынка является Казанский электротехнический завод. Предприятие занимается производством инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации. Всего 16 направлений направлений деятельности. Но учредителем у завода является министерство земельных и имущественных отношений республики.

В России большая часть товаров навигации — импорт. Лишь часть отраслей пользуются отечественными производителями. Например, в производстве оборудования для систем экстренного реагирования при авариях — «Эра-Глонас», которая позволяет установить место ДТП, степень его тяжести и направить туда скорую помощь. Ее разработала пермская компания «Форт-Телеком».

В 2020 году ее выручка составила 1,6 млрд рублей, 60% из нее было заработано на рынке навигации. 800 млн — это прямые поставки на конвееры датчиков системы. Навигационный модуль компании может не только находить грузовики на дорогах, но и считывать параметры его работы: как долго водитель находится за рулем, были ли в пути инциденты. Еще 15 лет назад такое было невозможно.

Рынок навигационных товаров разделился на 2 полярных стороны. По словам директора по развитию и совладельца компании «Форт-Телеком» Владимира Макаренко, первая полярность — это гаражные кооперативы, которые ставят датчик уровня топлива, навигационный терминал, самую дешёвую систему мониторинга и зарабатывают «три копейки».

Вторая часть — это те сложные системы. И в них как раз маржинальность будет расти. Чтобы увеличить доходную часть, крупные компании не просто продают устройства, а предлагают услуги по его обслуживанию и аналитику. Особенно это распространено в системе внутренней навигации. К примеру, ей занимается компания «Навиджин» из Сколково.

Коммерческий директор компании «Навиджин» Пётр Казаков заявил, что сегодня в России высокий спрос на контроль времени рабочего персонала и на контроль попадания в опасные зоны. «В течение ближайших трёх лет целый ряд предприятий должны быть оснащены системой позиционирования персонала», — считает он.

Основным заказчиком на российском рынке останется правительство, но проблема в том, что заказы достаются производителям с госучастием. Частный бизнес пока остается в стороне. По мнению Фатеева, в эту отрасль необходимо пускать маленькие компании, что позволит включить механизм импортозамещения.

Два года назад в особой экономической зоне подмосковной Дубны появилась компания «Румб». Предприятие изготавливает устройства для геодезии, которые позволяют установить координаты с точностью до сантиметра.

Стоимость прибора составляет 90 тысяч рублей, на комплектующие уходит 36 тысяч, на зарплаты сотрудникам — 18 тысяч, а на другие мелкие расходы — еще 5 тысяч рублей, наценка составляет 31 тысячу рублей.

Для развития сегмента высокоточной навигации нужна широкая сеть из базовых станций. Как с сотовой связью — по одной в радиусе на каждые 50 километров. Сегодня в России около 2 500 станций. Чтобы система работала в полной мере, необходимо в десять раз больше. Государство не способно в одиночку развить эту систему, но для привлечения частных лиц необходимо ослабить регулирование в этой сфере.

«Не может навигационное развитие быть отдельно от развития всей электронной промышленности в России. Мы определили те подходы, которые касаются изменения с точки зрения налогообложения, налога на прибыль, НДС и создание отдельного реестра для производителей и самой продукции в рамках реестра радиоэлектронной промышленности», — считает Фатеев.

Подпишитесь