Posted 17 апреля 2017, 12:52
Published 17 апреля 2017, 12:52
Modified 12 сентября 2022, 06:26
Updated 12 сентября 2022, 06:26
Поправки представил зампред комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ Рафиль Нугуманов, который сообщил, что поправки к закону о митингах и шествиях направлены на повышение эффективности защиты населения от терактов. Терроризм, посетовал он, и в России, и в Европе "идет семимильными шагами".
У субъектов, по словам депутата, есть полномочия устанавливать порядок уведомления компетентных органов о проведении митинга. Аналогичные законопроекты, сказал он, приняты в других регионах РФ, например, в Нижегородской области, Чечне и других.
Против поправок высказался депутат от партии КПРФ Артем Прокофьев. Он напомнил, что он 5 раз пытался пролоббировать изменения в закон о митингах, смягчив его. "Я делал это с упорством Катона-старшего. Но вместо послаблений мы сегодня видим ужесточение этого закона с другой стороны. То, что я предлагал, это была даже не его либерализация, а просто приведение закона в такое состояние, чтобы он адекватно работал", - сказал депутат.
Он напомнил, что в Татарстане законом закреплена норма проведения мероприятий не ближе, чем в 50 метрах от 6 видов учреждений. Еще для 2 видов учреждений, посетовал Прокофьев, установлено ограничение по отдаленности в 200 и 500 метров. "Если мы наложим их (ограничения - Inkazan) на карту города, то получится, что шествия нельзя проводить в крупных городах Татарстана", - сказал Прокофьев.
Сегодняшние изменения в закон о митингах, по его словам, стали ответом на протестные настроения в республике: со стороны вкладчиков обанкротившихся банков, обманутых дольщиков, переселенцев из аварийного жилья в соципотечные квартиры, противников системы "Платон", строительства мусоросжигающего завода в Казани и так далее.
"Все это будет выглядеть так, что мы не планируем решать эти проблемы, а делаем так, чтобы об этих проблемах меньше говорили", - считает Прокофьев.
Он отметил, что федеральный закон не обязывает Татарстан принимать поправки. "Посмотрите смысл этого закона - про уточнение тем публичного мероприятия. Мы знаем, какая острая бывает реакция в тех случаях, когда на митингах в защиту социально-экономических прав граждан, которые неоднократно проводили, в том числе мы, ставится вопрос об отставке того или иного руководителя. То есть теперь в заявке, видимо, требуется описывать каждое требование, которое будет звучать. А как быть, если человек видит защиту прав в отставке того или иного руководителя? Видимо, теперь это будет вне закона", - продолжил Прокофьев.
"Если мы будем следовать логике этого документа, то осталось дополнить его только одним требованием: организаторам мероприятия вместе с заявкой на проведение сразу подавать явку с повинной в правоохранительные органы. А еще для тех, кто выходит из квартиры, подавать заявку на одиночное шествие", - закончил свою речь представитель КПРФ.
Он призвал проголосовать против поправок.
В противовес Прокофьеву высказались единороссы, вице-спикер и спикер Государственного совета. Юрий Камалтынов, попросив слово, заявил, что принятие поправок к закону о митингах и шествиях видится ему очевидным.
"Если бы не последний тезис (Прокофьева - Inkazan), то я даже не стал бы выступать", - сказал вице-спикер. По его словам, практика проведения публичных мероприятий показала, что закон приняли обоснованно, и в существующей редакции он жизнеспособен. Сегодняшние поправки он назвал "техническими".
"Эта практика для того, чтобы исключить всякие инсинуации в попытке обвинить власти, муниципальные или республиканские, в попытке подавить инакомыслие, стремление организаций, общественных формирований или отдельных личностей выйти на какие-то акции...Я удивлен, когда коллега говорит об ужесточении и добавляет, что к закону теперь необходимо добавить только явку с повинной. Назовите конкретный пункт из принимаемых изменений, который вводит на количество, место, цели, заявленную идею. Ничего этого нет. Единственная просьба - унифицировано подавать заявку", - сказал Камалтынов.
Глава Госсовета РТ Фарид Мухаметшин отметил, что право на митинги остается в республике "в силе". Высказанные депутатом Прокофьевым опасения он назвал "надуманными".
"К сожалению, митингов не становится меньше. Происходит не ужесточение закона, а его упорядочивание. Кто несет ответственность, если что-то случится? Подали заявку - а если теракт, а если провокация какая-то, а скопились люди. Так или иначе будет отвечать власть за это. Каждую неделю в Казани проходят митинги, возможность их проводить дается. Но должна быть пофамильная ответственность организаторов за безопасность людей, которые на них пришли", - сказал Мухаметшин.
Поправки к закону приняли большинством голосов - "за" проголосовали 79 депутатов, 4 высказались против, 2 воздержались.
Республиканский закон о митингах приняли в 2012 году. Сразу после этого представители КПРФ в Госсовете РТ начали высказывать претензии. В 2014 году на 1 мая коммунисты провели по Казани несанкционированное шествие. Организаторов тогда доставили в полицию, второго секретаря рескома Прокофьева на 10 000 рублей — как участника, нарушившего порядок проведения публичного мероприятия на такую же сумму.
Весной 2017 года митинги в Казани проходят каждую неделю. 4 марта к кабмину пришли пострадавшие вкладчики "Татфондбанка" и "Интехбанка", желающие встретиться с тогдашним премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым.
После той акции представитель МВД по РТ Ленар Давлетшин сказал: "Сотрудники полиции не стали задерживать участников шествия, хотя акция не была санкционирована. Мы понимаем, что события, связанные с отзывом лицензии у банков, имеют большой общественный резонанс".
После этой акции наказание понесли активисты Александра Юманова и Марсель Шамсутдинов. Суд оштрафовал каждого на 10 тысяч рублей. Помимо этого, Шамсутдинова приговорили к 35 часам обязательных работ за участие в антикоррупционном митинге, который прошел в парке "Крылья Советов" 26 марта.
7 марта в парке Петрова люди пришли с лозунгами, в которых обратились к правительству Татарстана и бывшему предправления ТФБ Роберту Мусину. Там же мероприятие провели и 11 марта. 18 марта в парке Петрова митинг собрал более 300 человек. К вкладчикам лишившихся лицензии банков присоединились обманутые дольщики ГК "ФОН", жители поселка Салмачи, противники строительства мусоросжигающего завода. Люди требовали отставки правительства региона.
27 марта на трассе М7 дальнобойщики устроили акцию протеста против системы «Платон». По словам очевидцев в соцсетях, на обочине трассы выстроились более сотни грузовиков. Некоторых из них автоинспекторы штрафовали за грязные номера и разговоры по телефону во время движения. Еще один митинг против "Платона" прошел 2 апреля перед ДК Саид-Галеева в Дербышках. Депутат Госсовета РТ от КПРФ Артём Прокофьев написал в Facebook о 400 участниках. Согласован митинг был на 500 человек.
В начале апреля власти Казани отказали противникам мусоросжигащего завода в согласовании митинга. Активисты подали заявку на 9 апреля с 500 участниками. Заявки подавались на три площадки: у арки Горкинско-Ометьевского леса, у памятника Муллануру Вахитову на улице Некрасова и в сквере Славы (парк Победы). Администрация города предложила, как и противникам "Платона", площадку у ДК Саид-Галеева, но активистов она не устроила.
15 апреля в Казани, на площадке перед новым ипподромом состоялся митинг противников строительства мусоросжигательного завода. Акция была согласована с городскими властями.