Posted 26 мая 2017,, 13:01

Published 26 мая 2017,, 13:01

Modified 11 сентября 2022,, 08:33

Updated 11 сентября 2022,, 08:33

Крутое пике. Часть V: рухнувшие карьеры в РТ

26 мая 2017, 13:01
Inkazan продолжает знакомить читателей с историями карьерных взлетов и падений известных политиков и бизнесменов из Татарстана.

1. Отец Силуан (Хохиашвили)

Гурам Хохиашвили родился в 1974 году в Киргизии, которая тогда называлась Фрунзе. Согласно его биографии в православных СМИ, мать работала кассиром в аэропорту, отец был сапожником. Помимо него, в семье было ещё двое сыновей.

В 1979 году Хохиашвили переезжают в родной город отца — грузинский Цхалтубо. Семья была очень религиозной и пользовалась большим уважением. В 90-ые на фоне вспыхнувших на Кавказе волнений семья переезжает в Альметьевск. В 1991 году он участвовал в защите Белого дома в Москве: стоял в оцеплении. Вернувшись обратно в Альметьевск, Хохиашвили начал на добровольных началах работать при монастыре.

В 1993 году Хохиашвили приезжает в Раифский монастырь, который в те времена, как и Свияжский находился в запущенном состоянии вместе со своим духовным наставником альметьевским игуменом Антонием. Постриг принял в 1995-м. Спустя ещё 2 года, когда ему было 23, Силуан становится благочинным в Раифском монастыре — занимается административной работой. Его карьерный взлёт многие восприняли негативно. Вскоре его рекомендовал на своё место в Свияжский монастырь некий отец Кирилл, уехавший в Москву. Годы его работы совпали с работой фонда «Возрождение» Минтимера Шаймиева по восстановлению Болгара и Свияжска, в том числе возглавляемого Силуаном монастыря.

Его карьера в Татарстане закончилась в 2016 году. Вокруг отставки наместника Свияжского монастыря разразился скандал. Слухи об отставке появились в октябре и в течение нескольких недель представители епархии и сам Силуан отказывались от комментариев. 18 октября митрополит Феофан сообщил, что Казанский епархиальный совет действительно постановил отстранить Силуана. Причины официально никто не озвучивал. Собеседники в епархии сообщили, что Феофан был недоволен ведением финансовой деятельности в монастыре и в целом политической позицией Силуана. Якобы тот сделал обитель центром грузинской диаспоры. 20 октября наместник прокомментировал отставку. Он заявил, что для епархии он был «неудобным» персонажем. Силуан уехал из России в Грузию.

2. Рамиль Юнусов

Рамиль Юнусов родился 9 июля 1969 года в селе Аксу Буинского района Татарстана. В интернете сообщается, что Юнусов является полиглотом, владея, минимум, 5 языками: помимо татарского и русского, турецким, арабским и английским. В его биографии на различных сайтах сообщается, что в 1986 году он окончил школу с серебряной медалью.

Есть сведения, что у Юнусова 2 высших образованиях: в 86-м он поступил в КАИ, но потом перевелся в престижный Казанский финансово-экономический институт. Сразу после выпуска из КГФЭИ будущий религиозный деятель поступает в Исламский университет в городе Медина (Саудовская Аравия), из которого выпустился в 1997 году.

В августе 2012 года Юнусов оказался в центре скандала, который вылился в уголовное дело: его заподозрили в подделке диплома. Тогда он уже работал имам-хатыбом мечети Кул-Шариф. Правоохранительные органы сообщали, что Юнусов, устраиваясь на работу, указал, что получил диплом экономиста Казанской сельхозакадемии. Однако вуз опроверг эти данные. В 1999-2001 годы Юнусов занимается издательской деятельностью, издавая в Казани молодежный научно-просветительский журнал «Оазис».

С 2002 года работал имам-мухтасибом Нижнекамского района и города Нижнекамска и ректором Нижнекамского медресе «Рисаля». СМИ сообщали, что Юнусов работал в Нижнекамске с Ильсуром Метшиным. В 2005 году и Метшина, и Юнусова в Казань переводит приказом тогдашний президент Минтимер Шаймиев. Юнусов возглавляет Кул-Шариф, главную мечеть Татарстана – только что отстроенную и открытую к празднованию 1000-летия Казани. Его влияние растет. Он является духовником мэра столицы Метшина, паства принимает восторженно. Кул-Шариф Юнусов возглавляет на протяжении 7 лет.

В 2012 году его карьера начинает рушиться. Юнусов становится оппонентом тогдашнего муфтия Илдуса Файзова. За несколько месяцев до покушения на Файзова и убийства его зама в результате июльских терактов муфтий пытается уволить Юнусова. 2 апреля 2012-го выходит приказ о его отставке. Муфтий намерен сам возглавить Кул-Шариф. Юнусов в ответ декларировал, что глава ДУМ РТ завидует его популярности среди уммы.

Журналисты выдвигали еще одну версию: священник лишился поддержки властей, выступив в числе первых против установки в Болгаре статуи Даши Намдакова «Хранительница». Эта скульптура очень нравилась Шаймиеву, и это была его идея. Юнусов отстаивает свой пост: он грозится, если приказ не аннулируют, то он устроит волнения среди мусульман. Прихожане его активно поддерживают, декларируя, что не допустят Файзова в Кул-Шариф.

4 апреля в мечети прошла стихийная акция в поддержку Юнусова, в которую перетек традиционный пятничный намаз. Участие в ней приняли более 400 человек, писали казанские СМИ. 19 июля Файзов и Якупов становятся жертвами терактов в Казани, первый ранен, второй убит. Юнусов покидает пост имам-хатыба Кул-Шариф по своему желанию. По республике курсируют слухи, что он стал одним из главных подозреваемых в организации покушения, которых, по данным силовиков, всего около 2 десятков.

Юнусов, по слухам, спешно уезжает из Казани. В августе на него заводят уголовное дело о подделке диплома. Сообщается, что прокуратура объявила его в розыск. СМИ пишут о том, что опальный священнослужитель в это время находится в Нижнекамске и распродает свое имущество. В статьях сообщалось о нескольких автостоянках, автосервисах, магазинах по продаже продуктов питания и хозтоваров. Журналисты выдвигали гипотезы, что деньги Юнусову нужны, чтобы уехать из страны. Сообщалось, что Юнусов уехал в Лондон.

В конце 2012 года в журнале «Сююмбике» вышло его интервью. Однако казанские СМИ назвали публикацию статьи «загадкой». Тогда же муссировали слухи, что Юнусов вернулся в Казань. Потом интерес к фигуре Юнусова в СМИ и обществе пропал.

3. Рустем Сайманов

Рустем Сайманов родился в 1962 году. Его большая криминальная карьера началась после знакомства с одним из основателей казанской группировки «Борисково» Ленаром Речаповым по прозвищу «Узкий». Речапов пользовался огромным авторитетом у татарстанских группировок. 29-летний Сайманов по кличке «Сайман» был членом группировки «Низы». В середине 90-х команда Речапова оставила сбыт алкоголя и продолжила торговать кассетами. Для этого он поселился в московской гостинице «Севастополь». Поэтому группировку переименовали в «Севастопольских». В 1995 году в практически собственной гостинице умер Речапов. К началу 1997 года Сайманов велел «севастопольской» молодежи больше не прикасаться к оружию и переключиться на бизнес.

СМИ сообщали, что в 1999 году Сайманов и еще один бывший «севастопольский» Зуфар Утяганов по кличке «Утюг» числились в списках кандидатов в совет директоров ОАО «Миннибаевский газоперерабатывающий завод». Их, якобы, рекомендовал акционер компании ЗАО «Межрегиональный информационно-аналитический центр «Правовед». Совет директоров Миннибаевского ГПЗ не рассмотрел кандидатуры Саймана и Утюга. В том же году появилась информация о том, что татарстанские правоохранители не позволили скупить блокирующий или контрольный пакет акций компании «севастопольской» группировкой. В 2007 году, когда правоохранители расследовали дело ОПС «Низы», они получили информацию о том, что к ряду преступлений в Казани причастны «севастопольские». Один из лидеров «севастопольских» — Радик Юсупов по кличке Дракон стал относиться к Сайманову с прохладцей, что и помогло впоследствии задержать всех.

В то время Сайманов не был связан с казанским криминалитетом. С 2006 года он занимал пост спортивного директора ФК «Рубин». По данным газеты «Спорт-Экспресс», в «Рубине» у Сайманова были широкие полномочия — он вел переговоры и управлял финансовой стороной сделок по приобретению новых игроков. Сообщалось, что благодаря Сайманову казанскому клубу удалось подписать контракты с Гекденизом Караденизом, Саво Милошевичем, Сергеем Ребровым и другими известными футболистами.

8 мая 2008 года Сайманов был арестован решением Вахитовского районного суда Казани. Чемпионский состав «Рубина» под руководством тогда еще главного тренера казанского клуба Курбана Бердыева составил открытое письмо бывшему президенту РТ Минтимеру Шаймиеву, в котором просил освободить Сайманова из СИЗО до суда под подписку о невыезде или под залог. В августе 2010 года Верховный суд РТ приговорил Сайманова к 6 годам тюремного заключения в колонии общего режима. Гособвинение требовало 13 лет, однако на смягчение приговора повлияли досудебное соглашение о признании вины и плодотворная трудовая деятельность в «Рубине». Из-за того, что свои преступления бригада совершила до 1 января 1997 года, их судили по старому УК РСФСР. Поэтому максимальное наказание не могло превышать 15 лет.

В итоге, после судебных перипетий Сайманову назначили наказание в виде 8,5 лет лишения свободы в колонии общего режима. 25 марта 2015 года Медведевский районный суд Марий Эл удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Сайманова.

Спустя год издание «Известия» со ссылкой на собственный источник сообщило, что Сайманов с лета 2015 года неофициально сотрудничает с ФК «Ростов», вице-президентом которого является Бердыев. Якобы Сайманов стал куратором группы футболистов.

4. Булат Фахрутдинов

Депутат Казгордумы Булат Фархутдинов родился в состоятельной семье. Его отец Альберт Фахрутдинов — известный татарстанский застройщик, гендиректор ЗАО «Кулонстрой» и депутат Госсовета. В 2014 году он стал самым богатым татарстанским парламентарием, задекларировав доход в размере 707,4 миллиона рублей (по итогам 2016 года — 61,4 миллиона рублей). Фахрутдинов-младший — тоже топ-менеджер «Кулонстроя», сейчас он занимает пост исполнительного директора компании.

Фахрутдинов окончил университет в Лондоне, после чего в 2004 году стал генеральным директором Казанского ювелирного завода. На тот момент ему не исполнилось и 25 лет. Через год Фахрутдинов занимает должность советника председателя правления «Ак барс банка». На руководящих должностях в банке он работает до 2009 года, а затем переходит в компанию своего отца.

Пик карьеры Фахрутдинова пришелся на 2010-2015 годы. В 2010-м он переходит на госслужбу, причем сразу занимает пост исполняющего обязанности заместителя главы минпромторга Татарстана.

В 2011 году «Комсомольская правда» написала, что катер Фахрутдинова в акватории Лесная гавань столкнулся с баржей, в результате чего погибли два человека. Спасатели, работавшие на месте ЧП, утверждали, что Фахрутдинов был сильно пьян.

В том же году он переходит на работу в аппарат президента РТ, правда уже на менее высокую должность — главного советника управления по работе с территориями.

В прошлом году «Реальное время» сообщало, что Фахрутдинов оказался в центре скандала из-за покупки недвижимости в Крыму. Казанский депутат стал собственником пятиэтажного здания бывшего общежития Феодосийского механического завода, полагая, что оно нежилое. Однако затем выяснилось, что в нем сезонно проживают люди и работает гостиница. Несмотря на то, что доказать право собственности большинство жителей здания не могли, Фахрутдинова обвинили в рейдерском захвате, отмечало издание.

5. Дмитрий Валенза

В сентябре 2015 года в Twitter-аккаунте правительства России появилась информация о том, что министр экологии и природных ресурсов Татарстана Артем Сидоров стал главой федерального Росприроднадзора. На прежнем месте Сидоров проработал 5 лет. Его помощником в татарстанском министерстве был Дмитрий Валенза. После назначения, Сидоров увез Валензу с собой, в Москву, на ту же должность, но в другое ведомство.

О биографии Валензы известно мало. Сообщалось, что до перевода в минэкологии Татарстана он работал в милиции. 28 декабря 2016 года вышел релиз СУ СК России по Москве о возбуждении уголовного дела в отношении Валензы и предпринимателя Рафиса Купенкова о покушении на мошенничество в особо крупном размере.

По версии следствия, в конце 2016 года Валенза и Купенков вступили в преступный сговор, чтобы похитить деньги и.о руководителя департамента Росприроднадзора по ЦФО Константина Елисеева. Купенков и Валенза якобы хотели получить от мужчины 15 миллионов рублей. Задержали мужчин 26 декабря прошлого года. На допросе Валенза и Купенков признались в совершении преступлений. 27 декабря квартиру чиновника обыскали. СМИ сообщали, что Купенкова Валенза знал еще со времен работы в Татарстане. Купенков работал генеральным директором ООО «Газпром теплоэнерго Казань» (производство тепловой энергии), АО «Средне-волжский транснефтепродукт» (транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов).

Издание «Бизнес Online» сообщало, что знакомые фигурантов говорят о трех возможных причинах возбуждения дела — противостоянии Сидорова и сотрудников федерального Росприроднадзора, противодействии Татарстана и Москвы и перфекционизме самого Валензы. Сообщалось, что Сидоров активно боролся против коррупции в Росприроднадзоре. По словам того же собеседника, семья Валензы вела не то чтобы скромный, а даже аскетичный образ жизни. Чиновник, его жена и трое детей жили в квартире, которую снимали у своей тети. Автомобиля у Валензы не было, он часто брал деньги в долг до зарплаты. Носил мужчина одежду из магазинов сегмента масс-маркет, загородной недвижимости на территории Казани у его семьи не было.

6. Антон Сайфутдинов

Антон Сайфутдинов родился в 1968 году в Казани. Окончил Казанский университет по специальности «прикладная математика». Работал аспирантом на кафедре. Является кандидатом математических наук. В 2003 году он защитил диссертацию на тему «Снижение динамических нагрузок системы электропривода толкателя слябов нагревательной печи».

В 1995-1999 годы Сайфутдинов работает на руководящих постах в АОЗТ «Трастовая компания «Образование», АООТ «Трастовый дом «Образование» и некоторых других. В Татарстане он наиболее известен, как руководитель и совладелец сети магазинов бытовой техники и электроники DOMO — с 1999 по 2009 годы. Сеть контролировал и финансово поддерживал через «Татфондбанк» опальный ныне банкир Роберт Мусин.

С начала 2000-ых годов начали открываться магазины по России. В 2007 году насчитывалось 134 магазина, сейчас их осталось 58. Сейчас сеть закрывает последние магазины, юрлицо находится на стадии ликвидации. Головной компанией ОАО «DOMO» является зарегистрированная на Кипре G.E. Global electronic company LTD. «DOMO», в свою очередь, контролирует ООО «Бытовая электроника», владея 100% в ее уставном капитале.

Эта компания находится на стадии ликвидации. Иск о банкротстве в Арбитражный суд РТ подала Global electronic company. Работа в DOMO стала пиком карьеры Сайфутдинова. Уйдя из DOMO, Сайфутдинов избирается в Госсовет Татарстана в созыв, который работал до 2014 года. Согласно официальному сайту парламента региона, единственной законодательной инициативой депутата Сайфутдинова стали поправки закону «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан». Их парламентарий инициировал в 2012 году.

В новый созыв он не баллотировался. Самым амбициозным проектом Сайфутдинова после ухода из DOMO стал проект торгового комплекса «Шелковый путь» в Набережных Челнах. Как бизнесмен рассказывал в интервью изданию «Бизнес Online», этот проект должен был представлять собой площадку для сотрудничества Татарстана и Китая. Торговать планировалось одеждой из КНР по ценам в 1,5-2 раза ниже рыночных. Проект вызвал негативную реакцию у властей Набережных Челнов, но все-таки открылся.

Сайфутдинов вышел из бизнеса в 2014 году. Сейчас он работает в Москве в компании «ААЦ-Инвест», которая занимается консалтингом в области розничной торговли. Работа в DOMO довела Сайфутдинова до суда. В 2016 году «Татфондбанк» подал иск с требованием вернуть 4,9 млн рублей, которые взял в банке в 2007 году на постройку дома. В мае прошлого года арбитраж признал его неспособным вернуть долги и ввел в отношении него процедуру реструктуризации долгов.

"