Как сообщили Inkazan в пресс-службе "РЖД", начало строительства ВСМ запланировано на 2018 год. Разрешение на ввод магистрали в эксплуатацию рассчитывают получить в декабре 2022 года. В январе 2023 года будет проведена постановка объекта на кадастровый учёт, в феврале - зарегистрируют право собственности на объекты инфраструктуры. Несколько месяцев, рассказали в пресс-службе, займут опытные, контрольные и тестовые поездки. После этого по ВСМ должно начаться регулярное движение высокоскоростных поездов с пассажирами. Получается, к началу 2024 года.
В июне 2017 года проектировщик ВСМ "Мосгипротранс" сообщил в докладе, что строительство участка ВСМ Москва-Казань ориентировочно составит 4 года. Если строительство, действительно, начнется в 2018 году, то озвученные пресс-службой "РЖД" сроки имеют шанс быть соблюденными. Однако сегодня министр транспорта РФ Максим Соколов сказал, что "строительство высокоскоростной железной дороги Москва — Казань могут начать уже в 2018-м".
Однако гарантий, что строительство начнется в следующем году - нет. Сроки начала строительства ВСМ переносились множество раз.Прошлым летом президент "РЖД" Олег Белозеров анонсировал старт строительства ВСМ до конца 2016-го.
Если стройка стартует в 2019 году, то пассажиры смогут домчаться от Казани до Москвы за 3,5 часа не ранее 2025-го.
При этом проектирование участка до Нижнего Новгорода до Казани еще не завершено. Закончить его планируют в III квартале 2017 года, сообщили в "РЖД". Заключение Главгосэкспертизы на документацию рассчитывают получить в IV квартале года. 26 июня ведомство выдало положительное заключение по 3 этапу на подготовку территории для строительства участка от станция Железнодорожная км 23 – Владимир.
На данный момент получено положительное заключение о проведении публичного технологического и ценового аудита на проектную документацию участка Москва-Нижний Новгород, которую заказали ООО «Эрнст энд Янг», сообщили Inkazan в "РЖД".
"Проектная документация поэтапно проходит ведомственную экспертизу ОАО «РЖД» и передается в Главгосэкспертизу России для проведения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости", - сообщает пресс-служба "Российских железных дорог".
Разговоры о строительстве высокоскоростных магистралей в России идут уже третий десяток лет. Начиная с 90-х годов прошлого века, обсуждалась ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга. В начале 2000-х от проекта, который назвали ВСМ-1 и оценили в 1 трлн рублей, решили отказаться, мотивировав это тем, что скоростное транспортное сообщение обеспечено за счет поездов "Сапсан". О ВСМ-2 от Москвы до Казани, а в перспективе до Екатеринбурга и (по самым смелым заявлениям) до Пекина заговорили в 2009 году. Спустя год Россия выиграла право провести ЧМ-2018. В том же году первый вице-президент "РЖД" Александр Мишарин презентовал проект на бизнес-форуме в Сочи. Им сразу заинтересовался глава Татарстана Рустам Минниханов.
В мае 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин анонсировал строительство высокоскоростной магистрали Москва – Адлер к открытию Олимпийских Игр в Сочи 2014 года. Однако "РЖД" тут же отказалась от этого проекта.
Магистраль до Казани планировали запустить к 2018 году. Этот прогноз просуществовал до 2013 года. "Если мы начнем готовить проектную документацию в этом году, то теоретически мы успеем реализовать этот проект к чемпионату мира 2018 года", - говорил на совещании у президента Путина 27 мая 2013 года министр транспорта РФ Максим Соколов. Но уже в сентябре того года министр финансов РФ Антон Силуанов, а вслед за ним тогдашний президент "РЖД" Владимир Якунин признали, что к ЧМ-2018 дорогу построить не получится. На тот момент глава "Российских железных дорог" еще рассчитывал, что за 5 лет удастся дотянуть дорогу от Москвы до Нижнего Новгорода. Проектирование ВСМ началось нс большой задержкой. Только в июне 2015-го был подписан договор с консорциумом проектировщиков при участии ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.
Тогда планировалось, что проект будет финансировать бюджет России. По состоянию на осень 2013-го, расклад был таким: 380 млрд руб. выделяет казна, 150 млрд — фонд национального благосостояния (ФНБ), остальное — "РЖД". 6 ноября 2013 года проект магистрали решили отложить из-за его сырой финансовой модели. В 2015 году был подписан обновленный меморандум о финансировании ВСМ. Проект успел подорожать с 948 млрд рублей сначала до 1,1 триллиона, а к 2017-му уже до 1,3 трлн рублей.
В июне 2016 года подоспела новость, что российский бюджет не будет участвовать в проекте ВСМ-2. Тогда проект магистрали не вошел в программу подготовки к футбольному ЧМ-2018. Финансировать проект вызвались китайцы. Кредит на $400 млн на 20 лет, судя по последней информации от мая 2017 года, еще не взят. Россия полтора месяца назад пыталась снизить процентную ставку с 4% и увеличить объем долга.
Предполагаемая протяженность магистрали 770 км. Количество промежуточных станций - 14. К 2035 году средние размеры пассажирского сообщения между Москвой и Владимиром составят 50 пар поездов в сутки, прогнозирует "РЖД".
Трассировку по Татарстану Минниханов утвердил в 2014 году. Этому предшествовало несколько скандалов, связанных протестами граждан из-за вырубки деревьев и захода ВСМ на территорию лесопарка Лебяжье.
Протяженность татарстанского участка ВСМ Москва - Казань составит 47,81 км. Из них 29,25 км пройдут по территории Зеленодольского района, оставшиеся 18,56 км - по Казани, включая станцию "Казань-2". В материалах проектной организации сообщается, что в 2014 году был выбран "оптимальный" маршрут - между населенным пунктом Беляевский и Кладбищем машинистов. Он не предполагает сноса каких-либо объектов. Деревья рубить будут. 13 июня на общественных слушаниях в Казани стало известно, что в Зеленодольком районе вырубят 150 тысяч деревьев.