В карте предложений отмечается, что законопроект должен быть взаимосвязан с изменениями в социальной направленности. Свои предложения отстаивают лидеры общественных институтов, профсоюзов, ветеранских движений, пишет издание «Новые известия».
«Готовящиеся изменения в законопроект о повышении пенсионного возраста вызывают напряженную ситуацию в обществе, и это говорит о том, что что-то политические институты делают не так: не могут разъяснить положения реформы, не могут вести конструктивную дискуссию, не учитывают интересы граждан, и задача Общественной палаты – организовать по этому поводу диалог с обществом», - считает ее председатель Валерий Фадеев.
На сегодня наиболее острыми остаются несколько вопросов. Первый из них – рынок труда. Высказываются противоположные прогнозы в этой сфере: от дефицита кадров до их избытка. В этот же круг вопросов относят трудовую дискриминацию и молодежную безработицу, а также псевдоинвалидность (такой пример уже наблюдали после введения платной парковки в Москве, когда было зафиксировано увеличение в разы автомобилей со значками «инвалидов»).
Один из веских аргументов в пользу законопроекта сегодня таков: правительство будет индексировать пенсии и будет увеличивать их на тысячу рублей. По словам главы минтруда РФ Максима Топилина, гарантии на этот счет будут после согласования проектировки бюджета пенсионного фонда России. Заседание по данному вопросу намечено на четверг.
Топилин объяснил, почему повысить пенсионный возраст предложили поднять именно сейчас. В постановлении от 1995 года, объявлено, что проблему повышения пенсионного возраста можно было бы решить с учетом демографического развития в России, начиная со второго десятилетия следующего века, то есть ровно сейчас. В то же время в 70-ые годы прошлого века 3,7 работающих человека приходилось на одного пенсионера, сейчас это соотношение идет к позиции 1 к двум.
Однако прогнозы министра не соответствуют тенденциям на роботизацию производственных процессов, считает председатель Межрегионального профсоюза предпринимателей «ДЕЛО» Сергей Туманов. Цифровизация экономики приведет к высвобождению огромного количества трудовых ресурсов. В этот котел «безработных» вольются еще и люди предпенсионного возраста, утверждает он.
Общественники сходятся во мнении, что принимать законопроект в нынешнем виде – преждевременно. Так, в реформировании нуждается система досрочных пенсий. Также изменения нужны в здравоохранении (например, в качестве проблемы общественники называют высокую смертность среди молодых мужчин).
В процессе обсуждения законопроекта о повышении пенсионного возраста приходится сталкиваться еще с одной кричащей проблемой: возрастная дискриминация женщин на рынке труда. Мало известно о категории высокообразованных женщин, которые хотят работать и после 55 лет, у которых к этому возрасту не только внуков нет, но зачастую еще и дети, которым всего по 12-15 лет.
Отмечается, что желающих работать и после пенсии, по данным опроса, 75%. Но большинство пенсионеров уходят в «серые зоны», потому что работодатели их вынуждают покидать рабочее место или переходить на низкооплачиваемую должность.
Депутат Госдумы России Олег Шеин обнародовал подсчеты по предполагаемым пенсионным прибавкам, объяснив, что реальная прибавка к пенсиям будет отличаться от той, что называется сейчас.
«Я, наконец, разобрался с размером той прибавки, которую правительство обещает гражданам, дожившим до пенсии. Власти говорят про прибавку в 7% или 1000 руб. При среднем официальном размере пенсии в 14100 руб. легко увидеть, что индексация в 7% это и есть 1000 руб. Но момент в том, что индексация в 4% (на уровень инфляции) и так закладывалась в бюджет. То есть, реальная прибавка составит +3% или 420 рублей в месяц на пенсионера», - заявил Шеин.
Правительство взяло на себя большую и неблагодарную миссию, но что бы ни было, реформу нельзя отделять от основных целей майского указа президента, говорит председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Борис Алёшин.
«Готовящийся закон - федеральный закон, и он должен дважды пройти обсуждение в регионах. Правительство планировало принять его осенью, чтобы действовать уже на следующий год. Фактически сегодня реформа не подготовлена, десятки факторов не учтены», - считает председатель Общественной палаты России Валерий Фадеев. Полного консенсуса вряд ли удастся достичь, утверждает он, но гражданам надо объяснить, зачем делается реформа и к каким последствиям она приведет.