Posted 16 ноября 2018, 13:24
Published 16 ноября 2018, 13:24
Modified 19 февраля, 14:54
Updated 19 февраля, 14:54
В начале ноября стало известно, что ГУП «Центр информационных технологий», подчиняющийся минсвязи РТ, ограничил доступ к изданию «Бизнес Online» с рабочих компьютеров сотрудников госучреждений Татарстана. Впоследствии официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что это не единственный заблокированный ресурс.
В правительстве РТ объяснили это необходимостью повышения эффективности работы сотрудников, хотя эксперты заявили, что действия властей являются цензурой. Тем не менее, республиканские власти публично объявили, что качество работы госслужащих не соответствует ожиданиям не то что населения, а самого правительства Татарстана.
Татарстанцы неоднократно жаловались на неэффективность работы чиновников, например, заявляя о трудностях в записи на прием к врачам-специалистам. В то же время в республике действует система электронной записи, а минздрав РТ отчитывается о повышении качества работы как сотрудников, так и самой системы.
В республике существует значительное количество сервисов, которые должны облегчить процесс обращения к чиновникам. Однако решению проблем это способствует не всегда. Так, в Казани с весны 2016 года не могут поменять указатель с орфографической ошибкой. Все это время ведомства просто перенаправляют друг другу оставленную в «Народном контроле» заявку.
В сентябре глава РТ Рустам Минниханов в ежегодном послании Госсовету РТ заявил, что в республике запустили пилотный проект, в рамках которого жители смогут ставить задачи органам государственной власти и контролировать их исполнение. Теперь работу министерств, которые неоднократно критиковал сам Минниханов, будет отслеживать население.
«Что касается обратной связи с населением — это всегда надо приветствовать, не важно хорошо или плохо министерство работает, никто не работает идеально и корректировки необходимы. Что касается эффективности или неэффективности — она разнится от министерства к министерству», — заявил Inkazan депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев.
Учитывая то, что власти доверили контроль за работой чиновников обычным людям и начали использовать для «повышения эффективности» их деятельности такие методы, как блокировку сайтов, проблема является масштабной.
«Я считаю, что это (блокировка определенных ресурсов — Inkazan), мягко говоря, не самые эффективные меры. Вряд ли „Бизнес Online“ виновато в том, что плохо или хорошо работают чиновники», — сказал Прокофьев. По его словам, подобные действия, очевидно, не принесут результат, о стремлении к которому заявили власти РТ.
В то же время правительство РТ не готово делиться последствиями принятых мер. «Нет цели результаты какие-то выносить на обсуждение. Это внутренняя работа, связанная с вопросом дисциплины. Все, что мы делаем в аппарате, не подлежит публичному обсуждению», — заявила Галимова на просьбу озвучить качественные результаты блокировки «Бизнес Online».
«Наверное, здесь нелогичное поведение. Одним из принципов государственной службы является ее открытость: это и законодательно закрепленный принцип, и стремление любых властей в современном обществе», — сказал Inkazan доцент факультета политологии МГУ Максим Вилисов.
Он отметил, что забота об эффективности работы госслужащих является прямой обязанностью руководителей всех уровней. Однако «если выстраивается такой подход, то он должен быть публичен, доступен обществу», сказал эксперт. При этом Вилисов добавил, что сами инструменты достижения эффективности «не всегда целесообразно широко обсуждать» — вопрос непростой.
Само издание «Бизнес Online» сообщало, что, несмотря на приказ правительства, в ряде учреждений обходом блокировок пришлось заниматься штатным IT-специалистам по просьбе непосредственного руководства.
В то же время госслужащие могут продолжить посещать заблокированные страницы через мобильный интернет. Если принятые властями РТ меры не смогут повысить эффективность их работы, то хотя бы поднимут уровень компьютерной грамотности чиновников.