Совет под председательством проректора по научной работе Казанского государственного института культуры (КазГИК) Рафаэля Валеева будет консультировать комитет возглавляемый Иваном Гущиным и рекомендовать к принятию различные инициативы. Сегодня его члены озвучили возможные направления работы на 2019 год.
Во-первых, совет поднял тему того, что в муниципалитетах существует слабое понимание ценности исторического наследия. Так, в одном из районов республики разобрали и продали на кирпич старый завод так, что осталась одна труба. Поэтому нужно обучать кадры и мотивировать муниципалитеты на сохранение объектов культурного наследия. Присутствовавший на заседании Гущин поддержал тему, сказав, что ведомство занимается этим вопросом. Для органов местного самоуправления подготовят методические рекомендации, как надо реализовывать госпрограммы.
Во-вторых, в Татарстане нужна программа по сохранению древних городов, обсудить которую предложил директор Института археологии им.Халикова Айрат Ситдиков. По его данным, в Татарстане сейчас насчитывается 200 остатков крепостей. «Это огромное наследие, богатство, которое нам досталось благодаря нашим предшественникам», — сказал Ситдиков.
Древние городища распределены по территории Татарстана равномерно и образуют культурный каркас. Помимо исторической ценности, он являются инструментом социального регулирования, так как считаются сакральными среди населения, пояснил глава института. Кроме того, городища важны для развития туризма. По словам Ситдикова, они визуально выигрышнее, так как там сразу видны укрепления. В этом отличие от уже исчезнувших поселений, на месте которых теперь поле.
Еще один вопрос, который волнует общественный совет, — некрополи. Как отметил Ситдиков, около 10 лет назад в Госсовете данная тема поднималась, но она ушла в сторону некрополей в целом, в том числе нефункционирующих и военных кладбищ. Директор учреждения подчеркнул, что он говорит именно о средневековых некрополях, так как они относятся к деятельности комитета.
В последние годы фиксируется огромное количество бесследно утраченных захоронений. В 60-70 годы утратили около 40-50% средневековых некрополей, привел данные Ситдиков.
Председатель общественного совета Валеев дополнил, что это наиболее утрачиваемая часть наследия. Для сохранности некрополей пытались ставить ограды, но этого недостаточно. Зампредседателя татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры Фарида Забирова отметила, что все наработки для программы есть. При этом она посетовала, что когда в РТ приезжают академики, то «стыдно им показать кладбища».
Председатель Казанского городского общества историков-краеведов Анатолий Елдашев предложил повлиять на застройку некрополей. В последнее время эта ситуация не отслеживается. Так, сейчас на территории «Ямок» рядом с Архангельским кладбищем на данный момент возводится новая часть зоопарка «Река Замбези».
Директор Института международного Казанского федерального университета Рамиль Хайрутдинов предложил активнее привлекать к сохранению наследия молодежь. По его словам, сейчас волонтерское движение обширное, но разрозненное.
Тема перетекла к тезису, что к деятельности комитета надо привлекать и СМИ. Например, несколько лет назад медиа вызвали резонанс общественности из-за того, что здание на улице Кирова отдали инвестору, а он ничего не сделал. В результате на проблемы обратило внимание руководство республики. Гущин предложил даже выделить в отдельную программу просвещение и популяризацию сохранения объектов исторического наследия.
Последнее, что обсудили члены совета, — создание условий хранения экспонатов и обучение этому специалистов. «У нас не умеют проектировать климат-контроль. У нас нет ни одного музея, где спроектировано так, как надо. Мы вынуждены приглашать специалиста из минкульта России», — пояснила директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева.
По ее словам, начавшаяся тенденция реставрировать музеи хорошая, но главное – это не экспозиционный зал, а сохранность коллекции. В этой части возникают сложные вопросы: поддержание климата, организация пространства. Но, например, В «Татгражданинвестпроект», «Татавтодор» нет специалиста по проектированию подобных хранилищ.