«Полностью доступных школ у нас единицы»
Среди детей-инвалидов есть как дошкольники, так и дети школьного возраста с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и умственного развития. Всего в Татарстане 183 базовых школы, реализующих адаптированные образовательные программы. Согласно законодательству, каждая школа и каждый педагог должны быть готовы к обучению детей, имеющих особенности развития.
Ранее депутат Госсовета РТ Рифат Ганибаев заявлял, что «если говорить прямым текстом, то полностью доступных школ у нас единицы. Нужно, чтобы дети в школах могли пользоваться обоими этажами, а не только первым». Первый замминистра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин также считает, что ребенок-инвалид имеет право учиться в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.
«Инклюзия не должна подменять систему специального обучения в целом, это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими традиционными формами», — сказал он.
В настоящее время в республике работают 492 детских сада с группами компенсирующей направленности, в которых воспитываются 16 тысяч детей дошкольного возраста. С 2012 года в Татарстане реализуются мероприятия по созданию безбарьерной среды образовательных организаций в рамках республиканской программы. Ее участниками стали 333 государственные организации. На их реконструкцию выделили 541 млн рублей. В 2019 году планируется адаптировать еще 12 организаций, на это выделили более 16 млн рублей.
Программы допобразования
В своем докладе Хадиуллин заявил, что система дополнительного образования, которая должна также способствовать развитию особенных детей, находится не на должном уровне. Доля детей инвалидов, занимающихся образовательными программами допобразования составляет всего 37%. Хуже всего ситуация обстоит в Верхнеуслонском, Заинском, Камско-Устьинском, Мензелинском, Пестречинском муниципальных районах.
Ранее заместитель председателя Государственного совета Татарстана Татьяна Ларионова выступила с инициативой создать в районах республики площадки для изучения проблем инклюзии. Также она заявляла о необходимости включения тьютеров, логопедов и дефектологов в штатное расписание общеобразовательных учреждений. По ее словам, особенно ощущается нехватка специалистов по коррекции речи.
«Все это для родителей дорого»
На совещании заявили, что сегодня республика вкладывает огромные средства, чтобы закупить специализированную компьютерную технику, которая в разы дороже обычной. Она поставляется детям, обучающимся на дому. Ректор института развития образования Людмила Нугуманова отметила, что, как правило, родители особенных детей неплатежеспособны и не могут позволить себе содержать ее в нормальном состоянии.
«Мы им раздаем такую дорогую технику, а дальше получается, что нет наладки, нет технического сопровождения. Все это для родителей дорого, все это выходит из строя. Если вы на местах возьмете этот процесс на контроль, то родители вам будут вечно благодарны. Мы уже второй год пытаемся решить вопрос, чтобы техническое сопровождение этого оборудования финансово было заложено в смету министерства образования», — заявила она.
Малокомплектные школы
Георгий Крюков, исполнительный директор Союза дефектологов, затронул тему малокомплектных школ. По его словам, позиция министерства просвещения России и Ольги Васильевой заключается в том, что даже если в школе учится 2-3 человека, то эта школа все равно должна оставаться на селе, чтобы поддерживать жизнь. Но против таких школ выступает министерство финансов.
«Министерство просвещения рассчитывает, что удастся отстоять эту проблему и сохранить малокомплектные школы», — считает Крюков. При этом он отметил, что до сих пор нет точного понятия малокомплектная школа. У каждого региона оно представлено по-своему и предстоит сначала определить его значение для всей России.