Уже третий год в муниципалитетах Татарстана проводится замер индекса деловой активности, запущенный бывшим бизнес-омбудсменом Тимуром Нагумановым. Индекс формируется из мнения самого бизнеса. Но встал вопрос, что дальше делать с этой оценкой, как настроения бизнеса превратить в конкретный план действий.
«Мы пытались написать универсальный план, методичку, который дал бы районам ответ на эти вопросы. Условно говоря, надо делать это и это, и тогда у вас все будет хорошо. Но такого решения, честно скажу, мы не нашли, как ни пытались. В итоге у нас получилось не просто решение, а достаточно сложная и многоступенчатая система. Мы назвали ее «Система управления деловой активностью в муниципалитетах РТ»», — объяснил Нагуманов.
Пока система работает в 15 пилотных городах и районах, чьи главы пожелали поучаствовать в этом. С предпринимателями этих муниципалитетов провели 150 глубинных интервью, длившихся по несколько часов и показавших болевые точки, специфику районов. По итогам власти, бизнес и специалисты из команды омбудсмена разрабатывали дорожную карту для своего района на 12 месяцев. Насколько эти планы реальны, проверили 40 бизнес-наставников, которые продолжат сопровождение этой работы.
Сегодня на расширенном заседании совета главы и предприниматели из четырех районов рассказали, что они обнаружили, проделывая этот анализ.
Как решить проблему административных барьеров, предложили в Нижнекамском районе. По словам его главы Айдара Метшина, там планируют, используя проект «Бережливый МФЦ», в два раза сократить сроки предоставления государственных и муниципальных услуг и снизить число отказов с 50 до 5%.
В Нижнекамском районе убрали из межведомственного процесса «избыточных должностных лиц», развивают электронно-цифровую форму подачи документов, внедрили в систему АИС алгоритм, который говорит о недостатке пакета документа. До конца года район собирается перевести все процессы в «цифру». Минниханов поддержал инициативу и дал поручение транслировать лучшие практики районов по всем многофункциональным центрам.
За хвалой Нижнекамского района прозвучала критика в адрес МФЦ. Директор «Федеральной юридической службы» Филипп Зарубин заявил, что в их практике 80% судебных споров между предпринимателями и государством приходится на системные проблемы: то сроки оказания услуг не соблюдены, то получен формальный отказ. Всего этого можно было бы избежать, если бы работник МФЦ смог помочь с оформлением документов.
«То лицо, с кем взаимодействует предприниматель в момент попытки получения этой услуги, оно, во-первых, низкоквалифицированное, во-вторых, у него отсутствует всякая заинтересованность. Сейчас задача у этого специалиста — просто принять документы и скинуть эту проблему с себя», — сказал Зарубин.
Директор многофункционального центра в РТ Ленара Музафарова заявила, что проблема есть, но работники МФЦ все не должны разбираться во всех тонкостях.
«Сотрудник МФЦ должен знать 180 услуг, принимать эти услуги. Но ориентироваться, разбираться в каждой услуге, детально объяснить отказ, приостановку какого-либо органа — это невозможно ни одному человеку», — сказала она.
Минниханов не согласился и назвал «позицию корпоративной защиты» Музафаровой неправильной. «Я же не зря вам сказал, жалобы как подарок. Вы возьмите эту тему, проработайте, как можно избежать… Проблема в том, что вы стараетесь показать себя хорошо. Но в работе же бывают разные моменты», — обратился глава Татарстана к ней.
Музафарова предложила два варианта решения проблемы. Во-первых, уже сейчас через гостевые компьютеры в МФЦ можно связаться со специалистами федерального Роспотребнадзора. Во-вторых, создать гостевую книгу, чтобы можно было встретиться в определенные дни с профильными специалистами.
Минниханову понравилась только первая идея. «Когда меня что-то интересует, мне надо быстро. Если вы скажете: «Приходите завтра», а завтра я не могу — у меня работа, меня не отпустят. Мне нужно сегодня. Нам эти завтраки надо убирать», — прокомментировал он предложение по гостевым книгам.
Помимо Нижнекамска и МФЦ, заняться этим поручили министру экономики Фариду Абдулганиеву и главе минсвязи РТ Айрату Хайруллину. Минниханов также попросил депутатов Госдумы от Татарстана наладить такую же работу, как с Роспотребнадзором. «Есть ли здесь депутаты Госдумы? Фаррахов, я вижу, Ильдар…Вот это ваша работа в Москве. МФЦ должно быть полноценной и эффективной структурой», — сказал Минниханов, смотря на сидящих в зале.
Пестрецы взял курс на формирование бренда максимально клиентоориентированного района. Пока в этом вопросе нет системности, и предпочтение отдается крупным инвесторам, с сожалением отметил глава муниципалитета Ильхам Кашапов.
«Бумаги имеют свойство теряться, люди могут увольняться, забывать. Если на пороге появился крупный инвестор, то мы о маленьком инвесторе совершенно забываем, потому что весь административный ресурс направляем на решение крупного. Как результат — численность муниципальных потенциальных инвесторов в десятки раз ниже реализованных», — сказал он.
Минниханов поддержал спикера в том, что нужно обращать внимание на небольшие инвестпроекты.
«Но самое главное — в чем наша, наших руководителей муниципалитетов беда? Они ищут черт те знает какую-то атомную электростанцию, космодром построить, завод, где будут работать 300-500 человек. Но не будет этого! Вы лучше 100 предпринимателей найдите, которые по 3-5 человек у вас будут работать, вот у вас уже будет два завода. А если получится большой — это хорошо. Но большие предприятия приходят на специальные площадки, еще какие-то другие факторы», — пояснил он.
Чтобы устранить дисбаланс, в районе запустили пилот «Барьерам — цифровизация». Индивидуальные предприниматели могут онлайн наблюдать, на какой стадии рассмотрения находится их заявка, а глава района — отслеживать инвестиционные проекты муниципалитета. По словам Кашапова, теперь ему не приходится проводить совещания, в режиме онлайн на мониторинг 100 инвестпроектов уходит 30-40 минут в день. Когда система будет отлажена, администрация района сможет просматривать до 500 проектов в год.
Глава республики одобрил работу Пестрецов.
«Эти бумаги нас убивают. И работать мы не можем. Надо систематизировать то, что наш коллега рассказал. Сделать платформу, что там и в каком состоянии», — сказал Минниханов, поручив Абдулганиеву сделать на основе опыта района рекомендации для остальных муниципалитетов.
По мнению главы РТ, для занятия бизнесом нужна жилка, но тем, кто все же решился начать свое дело, нужно помогать.
«Бизнесменом все не могут быть. Забудьте, чтобы всех заставить быть бизнесменами. Не будет так никогда. У человека должны быть некие склонности, подходы к этому. Есть разного типа люди. Но тем, кто хочет этим заниматься, у кого есть склонности, мы должны помочь», — отметил Минниханов.
Неудобные приемные часы, места проведения встреч предпринимателей с властью, слабая информированность бизнеса о мерах поддержки и об обновлениях в законодательстве — с такими проблемами столкнулись в Бугульминском районе. Руководство района решило кардинально изменить время и формат встреч и запустило пилот «Бугульма. Перезагрузка», заявил глава района Линар Зарипов.
Он представляет из себя 12 ежемесячных неформальных встреч (бизнес-завтраки, тренинги, деловые игры), чаты в соцсетях и мессенджерах, экскурсии для предпринимателей (например, уже был выезд в кафе Казани), форсайт-сессии с властями, предпринимателями и контрольно-надзорными органами. Также Бугульма взяла курс на омоложение бизнеса: нынешний средний возраст предпринимателей в 38 лет должен снизиться до 30 лет. И для этого в летних лагерях даже проводятся мотивационные лекции.
Минниханов выразил сомнение, что изменить формат получится сразу, но положительно отозвался о практике с выездом предпринимателей в другие районы, чтобы изучать опыт коллег.
На проблему кадрового голода обратил внимание глава Зеленодольского района Александр Тыгин. Если 20 лет назад 6 местных ссузов готовили по тысяче кадров в год, то сегодня осталось два таких учреждения на 350 выпускников.
«В настоящее время такой дамоклов меч висит даже над нашим филиалом КНИТУ-КАИ. Это вызывает очень серьезную озабоченность», — сказал Тыгин.
Не смогло утолить кадровый голод даже такое крупное предприятие, как Завод имени Серго.
Проблема в том, что малый и средний бизнес пока разобщен, поэтому трудно составить цельный заказ на специалистов. Администрация района собирается стать объединяющей площадкой, чтобы понять сколько кадров нужно, и в четвертом квартале выйти на отраслевое соглашение между учебными заведениями и предпринимателями. В результате кадровый дефицит, который сегодня перевалил за тысячу, должен снизиться, как и маятниковая миграция.
Кадровый голод остается актуальным особенно для села, поэтому слово взял глава минсельхоза РТ Марат Ахметов. «Человек, болеющий за село», как он сам себя назвал, заявил, что основной проблемой является безмерная урбанизация сельского населения. «С городом Казань никто, конечно, конкурировать не может, какой бы идеальной ни была сельская среда», — добавил министр.
Тем не менее нужно снять клеймо непривлекательности с сельского труда достойными и своевременными зарплатами, считает Ахметов. Также стоит задача по модернизации сельского труда и выдаче жилья молодым семьям.
Глава минсельхоза обратил внимание, что сейчас многообразие работ на селе связано в основном в сельхозпрофессиях.
«Мои коллеги по другим направлениям отрасли должны тоже посмотреть на село с точки зрения своей компетенции… На селе есть необходимость и в других видах услуг, которые есть в городе», — заявил он.
Минниханов отметил, что в последние годы создаются ресурсные центры по подготовке кадров, внимание уделяется рабочим профессиям. Но все равно нужно изменить форму работы и смотреть, какие люди нужны на рынке. На первых порах надо простую задачу решить: перепрофилировать те специальности, которые сегодня не востребованы, на них деньги не тратить, сделать ускоренные курсы подготовки, заключил Минниханов.