Согласно новому генплану города до 2035 года, улично-дорожная сеть разовьется с 1796 до 2213 тысячи километров. Появятся новые дороги, 9 транспортно-пересадочных узлов, в четыре раза вырастет число развязок. Новые мосты в генплане появляются с невероятной частотой, а их количество и расположение постоянно меняется.
Завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич заявлял, что «в обозримой перспективе 5-6 лет ничего такого строиться не будет». В министерстве строительства РТ Inkazan сообщили, что разработкой и утверждением проекта генплана города занимается само муниципальное образование.
В исполкоме Казани на запрос редакции ответили, что на сегодня разработанных проектов мостов, предусмотренных проектом генплана, нет. А решение об их проектировании не принято. Существующие мост Миллениум, Ленинская и Кировская дамбы ведут в центр. Обходную функцию выполняет только Третья транспортная дамба.
Миллениум 2.0
Миллениум начали строить в 2003 году взамен располагавшегося неподалеку понтонного моста. Первую очередь, соединившую улицы Вишневского и Амирхана, сдали в 2005 году – к тысячелетию Казани. Полностью работы стоимостью 3,4 млрд рублей закончили в 2007-м.
На карте планируемого размещения объектов социальной инфраструктуры нового проекта генплана появился дублер Миллениума. Власти предлагают построить его от станции «Новаторов» к улице Чистопольской. Это одно из самых широких мест реки. Но предполагается, что мост будет проходить через остров в середине Казанки.
По мнению проектировщиков, это позволит распределить поток машин, разгрузив другие сооружения. Против его строительства уже выступили экоактивисты, заявив, что Миллениум 2.0 уничтожит Казанскую Швейцарию – зеленую зону на берегу Казанки в Советском районе города.
По словам активиста Тимура Ескараева, в камышах острова, через который должно пройти сооружение, гнездятся утки и прочие животные. Несмотря на то, что технически мост может не затронуть территорию Русско-немецкой Швейцарии, он будет проходить по холму, который выполняет важную рекреационную функцию.
Ескараев рассказал, что он пользуется популярностью у местных жителей: зимой с холма катаются на лыжах и санках, летом занимаются скандинавской ходьбой и гуляют. Рядом бьет родник, где люди набирают воду, чуть дальше находится купель. Активист уверен, что мост там не уместен, потому что он «убьет» уникальный ландшафт.
Руководитель татарстанского отделения российского социально-экологического союза Сергей Мухачев заявил Inkazan, что нет проблемы в том, чтобы отодвинуть мост от острова. По его мнению, левобережье выше парка Горького нужно превратить в полноценную зону отдыха с выходом к старым руслам и новым акваториям.
По словам Ескараева, предусмотренный новым генпланом мост пригодится городу «максимум лет через 100». «При проектировке этого генплана ни сами разработчики, ни администрация города абсолютно не углубились в современные тенденции мирового градостроительства», - заявил он.
Большинство крупных городов давно не занимаются простым строительством дорог, сказал он. Основные концепции, по мнению Ескараева, должны предполагать прокладку веток электротранспорта – трамвая и метро, удобную пешеходную среду. Только это спасет города от автомобилизации - сегодня люди вынуждены покупать машины.
Экоактивисты предложили другой вариант решения транспортной проблемы. Они предлагают вывести трассу с правого берега реки на улицу Троицкий лес, к онкологическому центру и с последующим выходом на Сибирский тракт. Тогда на левобережье можно сделать дамбу, а на правобережье получится мост на эстакаде.
При этом будет сохранен природный комплекс, сохранены все рекреационные территории и реализована общая идея создания историко-экологического маршрута, о котором давно говорят в Казани. По словам Мухачева, в ходе последнего обсуждения генплана эта идея передана в градостроительное управление.
Третья транспортная дамба и дублер
Сегодня через Третью транспортную дамбу (ТТД) из Ново-Савиновского района едут в Советский район, Дербышки, Азино, Горки и трассу М-7. По дамбе ездят не только легковые автомобили, но и трамваи. Даже незначительное ДТП способно парализовать движение на этом участке пути, зачастую приводя к многокилометровым пробкам.
Дублер дамбы сейчас заброшен. Переключить транспортный поток на него нельзя: у двух конструкций общая инфраструктура – дорога на выезде с них сужается, что может стать причиной пробок. Депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев заявлял Inkazan, что проблема пробок на Третьей транспортной дамбе решаема.
«Если обеспечить подъездные пути, то там могут работать два моста. Но, к сожалению, мэрия Казани исповедует такой подход, что пока не станет все совсем плохо, мы не будем применять усилий. Конечно, в перспективе нужно строить новый мост, но мы же не должны 10 лет ждать, когда он появится», - говорил парламентарий.
Мост-дублер ТТД заложен в генплане, однако вряд ли будет возведен в ближайшее время. Мухачев заявил, что построить его планируют выше поселка Торфяной от конца улицы Гаврилова. «Там ущерб будет минимальным, а разгрузка транспорта, конечно, там нужна», - считает Мухачев.
Кремлевская дамба
Кремлевская дамба - одна из важнейших транспортных артерий города, связывающая две почти равновеликие части Казани. Последняя масштабная реконструкция дамбы до настоящего времени была проведена в 1950-х годах. В таком виде сооружение просуществовало до 2011 года.
В 2011—2013 годах была построена новая современная транспортная развязка. По дамбе проложены автобусные и троллейбусные маршруты. На карте нового генплана также отмечен мост-дублер, который может быть построен после 2020 года. Мухачев заявил Inkazan, что вероятно на этом участке нужно расширять движение транспорта.
«Никаких рекреационных, ни экологических проблем не возникнет», - добавил он. Представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Золотов считает, что «нет смысла строить мосты между мостами». Такое решение не разгрузит центр города, полагает эксперт.
Он уверен, что мосты автомобилисты будут проезжать свободно, но на выездах с них появятся заторы. Золотов уверен: если и нужно строить в Казани мост, то так, чтобы люди могли уехать в другой конец города в объезд. По словам эксперта, строительство мостов «через каждые 100 метров» бессмысленно и нужно лишь для отмывания денег.
«В этом районе идет получастный сектор с маленькими домами – элитное жилье. Если они будут там строить мост, значит, они делают развязку для себя, чтобы к себе в квартиры попасть. В Казани сами мосты справляются с потоком, но не справляется сама инфраструктура, которая была создана ранее», - сказал Золотов.
По его словам, она не рассчитана на такой большой трафик, но со строительством мостов ничего не изменится, потому что те, кто проезжает мосты, застревают в узких улочках центра города.
Кировская дамба как часть БКК
Городские власти уже давно смотрят в сторону впадения Казанки в Волгу. Транспортная ситуация в этом районе не лучше, чем на Третьей транспортной дамбе. Прошлой весной в Казани прошли общественные слушания по проекту реновации Адмиралтейской слободы, где горожане вместе с властями обсуждали строительство дублера Кировской дамбы.
Он должен пройти через Казанку в рамках завершения строительства Большого Казанского кольца (БКК). Дембич рассказывал Inkazan, что похожий проект рассматривался. Однако он предполагал расположение моста на мелководье Волги перед Кировской дамбой.
Ранее СМИ сообщали, что планируется построить новый мост через Казанку на Кировской дамбе по трассе БКК протяженностью 150 метров, а также 4 эстакады над железной дорогой и моста через отсеченное русло Казанки длиной 100 метров.