Документ внесен в парламент, чтобы исполнить решение Конституционного суда (КС) РФ о недопустимости запретов митингов возле зданий госорганов. Новым законопроектом исключаются безусловные расстояния, ближе к которым запрещается проводить публичные мероприятия, уточняются места, в которых может быть запрещено проведение публичного мероприятия.
«Перечень включает в себя объекты и территории проведение на которых публичных мероприятий может повлечь нарушение прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, законопроектом устанавливается, что оценку угрозы нарушения прав и свобод человека осуществляется с учетом специфики конкретного мероприятия, исходя из его цели, вида, предполагаемого количества участников, даты проведения, время начала и других обстоятельств», - сказал министр юстиции Татарстана Рустем Загидуллин.
На это возразил Артем Прокофьев, депутат от фракции КПРФ, заметив, что законотворцев просили исключить пункт 3 из статьи 12 закона, но вместо этого они предложили новый перечень запретов. Добавив, что прописанные в законе запреты являются «общими и абстрактными». На это Загидулин ответил, что согласно конституции право граждан собираться не должно быть реализовано в рамках ущемления других прав.
Шакир Ягудин, депутат Госсовета РТ, председатель комитета ГС РТ по законности и правопорядку заявил, что законопроект, внесенный комитетом министров РТ, был рассмотрен и одобрен комитетом государственного совета по законности и правопорядку, получил положительное заключение от всех экспертных органов и организаций, предусмотренные регламентом.
«Законопроект полностью реализует постановление конституционного суда Российской Федерации", - сказал Ягудин».
Прокофьев напомнил, что фракция КПРФ пять раз инициировала смягчение этого закона, но каждый раз предложения отклонялись. При том, что в Татарстане закон о митингах один из самых суровых в России. Депутат добавил, что новый законопроект выглядит как «издевка». Так как по новому законопроекту, массовые мероприятия нельзя проводить около остановок общественного транспорта, медицинских учреждений, образовательных организациях, спортивных организациях, организациях культуры и проведения отдыха детей и молодежи.
«То, что вы увидели, это просто плевок в решение конституционного суда. Под видом его реализации мы пытаемся существенно ужесточить и сделать практически невозможным проведение публичных мероприятий в республике Татарстан», - заявил Прокофьев, добавив, что запреты не являются решением проблемы.
Своего коллегу поддержал и депутат Госсовета РТ, первый секретарь Татарстанского регионального отделения КПРФ Хафиз Миргалимов.
«Задумайтесь, почему люди выходят на улицы? Они не могут найти ответы на вопросы. Вы думаете просто так люди вышли в Зеленодольске, вы думаете просто так люди вышли по пенсионной реформе», - сказал Мингалимов, добавил, что митинги и пикеты — это «барометр», который показывает, где не дорабатывает власть, поэтому с новым законопроектом не следует торопиться.
На последок Загидуллин отметил, что определять конкретные территории запрета будут органы местного самоуправления, а несогласные всегда могут обратиться в суд. По итогу депутаты приняли законопроект в первом чтении, а партия КПРФ пообещала подготовить свои замечания.
Напомним, что изменения законодательства связаны с жалобами в Конституционный суд жителей республики Коми, которым власти отказали в проведении митинга на главной площади Сыктывкара, указав на региональный закон о запрете акций на расстоянии в 50 метров от входа в здания органов власти. КС обязал внести изменения в закон Коми о публичных мероприятиях и «в законы других субъектов РФ».
Ранее комитет Госсовета по законности и правопорядку рекомендовал парламенту Татарстана включить в план законопроектной работы на 2020 год внесение изменений в региональный закон о митингах.