Posted 10 июля 2020,, 08:59

Published 10 июля 2020,, 08:59

Modified 18 сентября 2022,, 10:34

Updated 18 сентября 2022,, 10:34

Не спасают ни «якоря», ни открывшиеся магазины: ТЦ в Татарстане просят власти помочь

Не спасают ни «якоря», ни открывшиеся магазины: ТЦ в Татарстане просят власти помочь

10 июля 2020, 08:59
Фото: 1Mi
Торговые центры Татарстана уже потеряли почти 40% доходов из-за «коронавирусного» простоя. Прогнозы тоже неутешающие: если нынешний неполноценный режим работы продолжится, то половина коммерческих объектов могут разориться. На что пошли и сколько потеряли, о чем просят ТЦ и что им ответили власти — в материале Inkazan.

Торговые центры не спасают даже якорные арендаторы

В ожидании хоть какого-нибудь «спасательного круга» от республики представители торговых комплексов сели за «круглый стол» с различными ведомствами, мероприятие прошло накануне в Торгово-промышленной палате РТ.

По их данным, в Татарстане находится 447 торговых центров, в которых работают 57 тысяч сотрудников, плюс 90 офисных центров. Подавляющая часть, 80%, приходится на малый и средний и бизнес, которому пришлось тяжелее всего. Владельцы ТЦ пересмотрели 99% договоров аренды, в том числе с теми партнерами, кого ограничения работы не коснулись. В результате арендаторы получили скидки от 50% до 100% в период приостановки работы и от 30 до 50% после.

«Даже несмотря на предоставление скидок, на текущий момент, по нашей оценке, до 20% договоров уже расторгнуто», — отметила полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ Елена Стрюкова.

В кабинетах власти, по мнению гильдии, сложилось неправильное впечатление о положении торговых объектов. Во-первых, там считают, что в ТЦ много федеральных арендаторов, которые могут вести торговлю онлайн. Их действительно много, но как правило, они платят низкие ставки. У маленьких арендаторов, в основном это местные предприниматели, — высокая ставка с каждого «квадрата». Во-вторых, власти полагают, что продуктовые гипермаркеты — это якорные арендаторы ТЦ, у которых много покупателей и которые могут продолжать платить.

«Но в кризис случилось существенное перераспределение потоков. Если посмотреть отчеты „Пятерочки“ и „Магнита“, то видно, что в кризис люди опасаются заразиться и предпочитают посещать формат „у дома“, коих у нас огромное количество. Ехать в торговый центр только за продуктами и лекарствами они не хотят», — констатировала Стрюкова.

За первое полугодие торговые комплексы потеряли 38,8% доходов. Стрюкова опасается, если они будут закрыты 5 месяцев, то каждый второй окажется на грани банкротства.

Послабления, которые ввели на втором этапе снятия ограничений (сейчас в ТЦ могут работать несколько магазинов, соответствующих требованиям), больше вредят, чем помогают. Плата с двух-трех магазинов, которым позволили работать, не покрывают расходов собственников объектов.

«Только три магазина расходуют на содержание нашего торгового центра гораздо больше — мы вынуждены содержать все службы охрана обслуживающий персонал, техники, клининговые компании», — подтвердила управляющая казанского торгово-развлекательного центра «Мега» Фарида Валиева.

О чем просят арендодатели?

Гильдия управляющих и девелоперов от лица ТЦ выдвинула несколько предложений по спасению, например, включить отрасль коммерческой недвижимости в список пострадавших, выступить с законодательной инициативой о налоговых каникулах, дать поддержку по фактическому ОКВЭДу, а не основному, снизить страховые взносы.

Но самое существенное — открыть торговые центры и пересмотреть налоги на имущество, на землю. Арендодатели настаивают именно на снижении этих налогов, которые в составе расходов коммерческого объекта занимают 7-12%.

«Если мы не получим скидок по налогу на имущество, мы часть бремени возложим на арендаторов, некоторые арендаторы разорятся и потеряют работников», — выразил опасение гендиректор казанского «Кольца» Ильяс Ганиев.

Еще одна проблема, которую просят решить торговые центры — платежи за вывоз отходов. «Мусорные» регоператоры не идут на уступки, пожаловался Ганиев. Изменения произошли еще до пандемии: если раньше собственники за вывоз отходов платили 125 тысяч, то с 2019 года, когда в силу вступила мусорная реформа, сумма достигла 1 млн рублей. Сейчас, в период простоя, владельцы продолжают платить такие же деньги, хотя за весь день набирается лишь один контейнер на весь торговый центр. Такая же ситуация в «Меге»: по словам Валиевой, в апреле–мае там ни разу не вывозили мусор, а по договору организация обязана платить фиксированную сумму в месяц.

Это проблему решить реально, обнадежил депутат Госсовета РТ, член комитета ГС по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев.

Какие суммы стоят на кону?

Какие примерно суммы потеряет бюджет, если собственникам снизят налоги, можно оценить по данным управления Федеральной налоговой службы по РТ.

Сумма налогов на имущество за 2018 год оценивалась в 50 млрд рублей, 93% из них приходилось на юридические лица, отметила врио заместителя УФНС Лилия Набиуллина. Сумма налогов на имущество за 2019-й несколько сократилась — до 27,3 млрд рублей. Это связано с тем, что выведено из-под налогообложения движимое имущество. Начисления по юрлицам снизились на 14% — до 25 млрд рублей.

Сумма земельного налога за 2018 и 2019 годы была примерно одинаковой — 8 млрд рублей, 85% заплатили организации.

Данных конкретно по торговым центрам нет, но в целом пока поступления от налога на имущество на том же уровне, что и раньше, снижения нет.

Реакция власти: подготовка постановления и просьба четче выражать идеи

Минпромторг Татарстана подтвердил, что в недрах кабмина готовится документ, предусматривающий меры поддержки для ТЦ. Однако не все подпадут под его критерии.

«Да, не все, но это все, которые будут соответствовать критериям», — по-философски ответил начальник отдела развития потребительского рынка минпромторга РТ Иван Леонов.

Депутат Галеев заявил, что власти знают о проблеме, но предложения представитель ТЦ не очень четкие: «и непонятно, и мутно, и много».

«На круглых столах часто дают длинный перечень нечетко выраженных идей. Пожелание: сделайте очень ограниченный круг, но очень понятный для адресата», — напоследок посоветовал народный избранник.

"