Posted 8 августа 2020, 14:38

Published 8 августа 2020, 14:38

Modified 20 августа, 15:21

Updated 20 августа, 15:21

«Знаменитый пианист не будет жить в деревне»: мнения о «культурной» стратегии РТ

«Знаменитый пианист не будет жить в деревне»: мнения о «культурной» стратегии РТ

8 августа 2020, 14:38
Фото: 1MI.
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова назвала основные направления работы в рамках Стратегии развития культуры региона до 2030 года. Некоторые из них вызвали вопросы еще в рамках обсуждения. Inkazan выяснил, согласны ли с министром люди, имеющие к культуре непосредственное отношение.

В 2017 году министерство культуры Татарстана утвердило Стратегию, рассчитанную до 2021 года и плановый период до 2030 года. На ее реализацию планировали выделить более 57 млрд рублей, 55,8 из которых — из бюджета республики. 40,2 млрд из этой суммы запланированы на 2020–2030 годы. Культуру предполагалось модернизировать, создав условия для ее развития как в материальном и экономическом плане, так и обеспечив возможности для реализации представителей творческих профессий.

Настало время обновить стратегию — новый документ, который прошел общественные слушания, будет рассчитан до 2025 года и на период до 2030 года. Сумма, которую хотят потратить на его реализацию, неизвестна. А вот цели стали более приземленными и четкими — от увеличения числа модернизированных кинозалов до 45-ти до привлечения 80% детей к участию в творческих мероприятиях. Впрочем, представляя новый документ Аюпова затронула более глубинные вопросы.

Кто должен стать элитой?

Аюпова порассуждала об «элитарности культуры», заявив, что сейчас в эту категорию входят люди с достатком, в то время как одаренные граждане сидят на соцобеспечении у государства. По словам министра, в Татарстане следовало бы развивать «культуру профессионалов» в противовес массовой, чтобы не транслировать «ложные ценности»,

Татарская эстрада, которая является весомой и финансово состоятельной частью культуры, зарекомендовала себя далеко не самым лучшим образом. О ее низком качестве высказывался глава республики Рустам Минниханов, который дал поручение «поднять с колен» местную эстраду. Пока же она выделяется в первую очередь многочисленными скандалами.

Общественный деятель Римзиль Валеев заявил, что он не признает постановку вопроса о влиянии на культуру в виде «или-или». По его мнению, достойные профессионалы есть и в одной категории артистов, и в другой. Равно как и есть те представители, которые интересуются к примеру «цветом ногтей».

«Сейчас рынок татарской эстрады нам дает абсолютную безальтернативность. В том плане, что мы не можем ни с чем сравнивать. Мы можем сравнивать одно говно, с другим говном, условно говоря. Именно поэтому, мы не видим никаких новых течений. Что мы сейчас видим? Что дети высокопоставленных либо чиновников, либо людей, которые зарабатывают, как правило, много, они дают деньги. Сейчас на это возможность есть», — заявил лидер рок-группы «Разносторонняя личность» в конце 90-х Альберт Фатхуллин.

По его мнению, сейчас за деньги можно сделать голос, внешний вид, но при этом нет альтернативы татарской эстраде — существует определенный формат концерта, которому должен соответствовать исполнитель. Такие артисты, по словам Фатхуллина, нашли нишу на местных музыкальных каналах. «Но опять-таки — это деньги. Это эфир. Человек действительно чисто талантливый он просто обречен. Даже если он по татарски хочет что-то делать в альтернативном направлении — он обречен», — сказал он.

Традиции и новые веяния

Аюпова заявила, что традиции должны стать «актуальными и современными» и, конечно же, найти свое отражение в творчестве молодых артистов, при этом будучи востребованными во всем мире. Председатель Общественного совета при министерстве культуры Марсель Таишев идеи не оценил, заявив, что Стратегия имеет более глобальный подход.

Министр парировала: нужно вызвать дискуссию на эту тему в обществе. Впрочем, разговоры разговорами, а Стратегия тем временем готовится к принятию. Свои слова она подкрепила слайдом презентации с цитатой Минниханова: «А как же решается сохранение национального в себе? Ведь это и может стать ежедневным внутренним подвигом».

Интересно, о какой культуре говорила сама Аюпова. Если на театральные подмостки и музыкальное сопровождение официальных мероприятий Стратегия еще может повлиять, то, например, на группу АИГЕЛ с проскальзывающей тюремной тематикой, чей образ в массовом сознании нет-нет да связывается с Татарстаном, — вряд ли.

«И так, и так можно, все зависит от человека. Кто-то хорош в фольклоре, кто-то в современной культуре, кто-то в авангарде. Главное — должна быть национальная нить», — сказал Валеев.

Ректор Казанского федерального университета, член комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Ильшат Гафуров предположил, что никто не будет внедрять национальные мотивы насильно, потому что «все национальное идет от души».

«Во все произведения и даже в некоторые выборочные (внедрить — Inkazan) будет невозможно. Это должно идти изнутри человека. А так и есть сегодня», — сказал он.

Талантливая молодежь

Одна из названных Аюповой целей — «возвращение» в республику талантливой молодежи, которая могла бы реализовать себя дома. Этот постулат удивительным образом соседствует с мыслью о необходимости не допустить появления в умах «чуждой философии» — по мнению министра, это может сказаться даже на безопасности жизни.

По словам Гафурова, большое число молодых людей уезжают из Татарстана после окончания вузов — чем больше знаний они получают, тем больше они задумываются, как и где они смогут себя реализовать. Ректор считает, что люди едут туда, где могут быстрее достигнуть поставленных целей.

«Нужно, чтобы сформировалась критическая масса этих людей, а дальше пойдет само по себе. Конечно, для этого нужно создавать определенные условия.Прежде всего это рабочие места, причем рабочие места должны способствовать реализацией человеком самим поставленных задач. Для этого много чего нужно нам делать», — сказал Гафуров.

Он заявил, что сегодня Татарстан — один из лучших субъектов по имеющейся «культурной» инфраструктуре. «Представьте, знаменитый пианист, сколько бы ему не платили, не будет жить в какой-то деревне. <…> Потому что ему нужно еще и общение с себе подобными людьми», — сказал Гафуров, добавив, что важно и наличие зрителей, которые будут воспринимать культуру.

Открытым остался вопрос о том, что делать с талантливой молодежью, которая из Татарстана не уезжала. Пока перед ними открываются андеграундные площадки различных фестивалей, с министерством культуры — к сожалению или к счастью — никак не связанными. Да сама культура, по словам Аюповой, воспринимается скорее как развлечение, что тоже никуда не годится.

Выходит, что министр видит угрозу для культуры в тех, кто на ней зарабатывает деньги, а двигать ее должны те мастера, которые работают на государство. Вопрос будущего талантливой молодежи, которая остается в Татарстане, пока открыт: не грозит ли им будущее на соцобеспечении и смогут ли они тягаться с «элитными мажорами».

Подпишитесь