Согласно проекту стратегии развития прибрежных территорий Казанки, на территории площадью более 3 тысяч гектаров до 2030 года намерены создать 12 новых парков и 150 пешеходных и веломаршрутов. Их хотят объединить в национальный городской парк — первый подобный объект в России. Благоустроенная территория должна быть в 54 раза больше парка Горького и в 9 раз масштабнее Центрального парка Нью-Йорка.
В забытой Адмиралтейской слободе намерены разбить парк «Старая Казанка». За ним — «Манзара» со стороны пляжа «Локомотив», парк «Сады у Казанки», следом Фестивальный квартал у Центрального стадиона, что протянется от «Чаши» до «Ривьеры». Планируют создать парк знаний у «Музейного комплекса города Казани» (бывший НКЦ). В районе «Ак Барс Арены» намерены разбить спортивный парк.
Плюс открытый в этом году под Миллениумом парк «Урам», эко-набережная на территории Русско-немецкой Швейцарии, Савиновский парк, парк «Залив Казанки», экопарк у поселка Борисоглебского «Су аланы» и «Парк пяти рек» близ Больших Дербышек. Главный принцип проекта в том, что территории будут следовать друг за другом по берегу — люди смогут обойти их по кольцевому пешему маршруту.
Над концепцией работали с октября 2019 года: проводили встречи с гражданами, выслушивали мнения экспертов, собирали замечания. Казанцы оставили 610 предложений по проекту на специальном портале. В итоге появилась красивая картинка: последовательность и этапы проведения работ по благоустройству до сих пор не определены.
Комментируя это корреспонденту Inkazan, официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что обычно по завершении любого мероприятия составляется перечень поручений, на проработку которых сами организаторы отводят определенное время. Сейчас этим занимаются разработчики. Сама она сообщила, что не видела в протоколе «жестких» временных рамок.
«В целом одобрено. Вопрос же не в том, что они должны представить (концепцию — Inkazan), а потом через какое-то время получат добро. Добро на начало этих работ дано», — сказала она, уточнив, что сейчас авторы точечно работают по каждому парку. Результаты их труда коснутся не только простых горожан, но и застройщиков, которые должны будут учитывать содержание концепции.
Речь идет о возможном строительстве 1,8 млн квадратных метров жилья на охваченной документом территории. По мнению разработчиков концепции, любой редевелопмент должен мягко входить в среду. Хотя еще до появления документа экоактивисты заявляли, что строительные ресурсы Казани исчерпаны — для нового строительства нужно выносить производства за городскую черту и реставрировать старое жилье.
«Та территория, которой я занимаюсь, Гавриловская роща, примерно ее половина не вошла в создающейся парк, вошла только полоска вдоль берега. Сама территория в два раза шире, чем-то, что нарисовано в проекте. Это значит, что у застройщика есть какие-то интересы на нее», — считает активистка Юлия Файзрахманова. По ее словам, сохранившиеся зеленые участки застраивать нельзя — нужно беречь всю территорию.
Местные жители в соцсетях тоже выражают свои сомнения. Рафаэль Ахмиев написал: «Я уверен, что лучшие, удобные участки прибрежной зоны отдадут под застройку, а рельефные, заболоченные, пустынные — под „парки“. Естественные пролески и луга сравняют с землей и закатают в бетон, а в пустырях и болотах сделают парки и понатыкают „саженцы“».
Активист Альберт Якупов заявил Inkazan, что стратегия вписана в генплан Казани — все границы и рекреационные зоны, которые в генплане вызывали вопросы, новый проект только укрепляет. »Накануене выборов в Казгордуму выкатили такую красивую обертку. Непонятно, как это будет реализовано, ведь по генплану это фактически придомовой территорией получается», — сказал он.
По его словам, в результате реализации концепции город получит закрытые внутренние дворы, заборы и ограничения выхода к Казанке для всех, кто не живет на прибрежной территории. Активист заявил, что пока неясна экономика проекта — никто не может ответить на вопрос сколько денег потратят на его реализацию и откуда их возьмут. Этот вопрос еще в 2019 году комментировал мэр города Ильсур Метшин.
«Это будет миксер. Не только бюджетные средства…. Тут одной таблетки не будет. Тут все средства хороши», — заявлял он о финансировании проекта.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев видит экономические плюсы в строительстве таких объектов, так как они предполагают огромную занятость всех смежных структур — строителей, компаний-производителей, транспортников. «Это не просто трата денег, это обеспечение работой огромного количества людей», — заявил он Inkazan.
В пример он привел времена великой депрессии в США и Германию в 20-е годы: в эти сложные периоды в странах начинали строить дороги и развивать программы сельского хозяйства. За счет государственных программ люди получали работу и страна вышла из кризиса.
«Вопрос только в эффективности расходования средств, если они не будут зарываться в песок, а будут расходоваться с умом, то это пойдет на пользу. Так как уровень безработицы в стране беспрецедентно вырос, доходы падают, и любая возможность заработать — это очень хорошо», — убежден аналитик.
Пока представленная стратегия развития Казанки остается лишь красивой картинкой: нет ни данных об объеме и источнике ее финансирования, ни «жестких» сроков реализации. Даже если они появятся, извечный вопрос эффективности траты денег на большой проект останется открытым до его завершения.