Posted 11 сентября 2020, 06:11
Published 11 сентября 2020, 06:11
Modified 20 августа, 15:38
Updated 20 августа, 15:38
По закону к маломерным судам в России относят те, длина которых не превышает 20 метров, а количество перевозимых человек — 12. По данным «Бизнес вектора», суммарный оборот рынка таких бортов составляет около 11 млрд рублей в год. Доля иностранных лодок снижается с 2015 года. Сейчас она занимает менее 50% рынка.
В стране популярны скоростные глиссерные катера, которые производятся из металла или стеклопластика. Казанская компания «Вельвет марин» производит их 13 лет. Три года ее продали «Фонду прямых инвестиций». Теперь она планирует продавать по 150 готовых корпусов в год.
Каждый из них производят в ручном режиме, собирая один корпус от нескольких дней до месяца — в зависимости от его длины. Впрочем, людей намерены заменить на специальные принтеры. Управляющий партнер «Фонда прямых инвестиций» Руслан Халилов заявил, что это сократит себестоимость в два раза.
«А сырье и материалы, которые используются, — в первую очередь мы уйдем от перерасхода, что приведет к еще более экономичному производству», — сказал он. Компании помогает не только оптимизация, но и пандемия, за время которой число заказчиков выросло втрое.
Закрытие границ заставило желающих отдохнуть посмотреть на внутренний туризм. Однако мечты владельцев маломерных судов о путешествии по речным просторам своей страны зачастую разбиваются о российскую реальность. Например, хорошие причальные стенки для таких лодок есть только в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
«У нас очень сложно открыть заправочные станции на воде. Водных магазинов нет вообще», — сказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев. По его словам, проблема в законодательстве. Меняется оно медленно, хотя каждый регион может сам устанавливать правила для маломерных судов.
Проблему развития речного туризма в Татарстане не раз поднимал гендиректор компании AVT Азамат Сабиров. Он заявлял об отсутствии на воде объектов инфраструктуры — магазинов и заправок. Все три крупных реки в регионе их не имеют, что препятствует развитию туризма на воде.
«Эта транспортная артерия, скажем так, для профессиональных участников судоходства. И то у нас сейчас непонятная ситуация с речфлотом — то ли банкротят компанию, то ли еще что-то», — сказал Сабиров. Впрочем, недавно появились две заправки на воде.
Такие объекты позволяют не только кататься на частных катерах, но и развивать отдаленные населенные пункты у рек. Как следствие — вырастут продажи маломерных судов, на которые рассчитывает «Фонд прямых инвестиций». Сами татарстанские предприниматели готовы предложить идеи в этом направлении.
Сабиров посоветовал чиновникам, которые отвечают за это направление, обратить внимание на социальные сети, где можно найти обратную связь от бизнеса. Однако, судя по тому, как сейчас обстоит положение дел в Татарстане, чиновники в соцсетях интересуются совсем не этим.
Тем временем 30 августа из Казани вышло первое в России судно на сжиженном газе «Чайка», которое представил лично глава Татарстана Рустам Минниханов. После тестирования борта начнется его серийный выпуск. Использовать корабли планируют в Волжском и Камском бассейнах, в Сибири.
Ожидается, что будет выпущено не менее 20 «Чаек». Будут ли они пользоваться спросом у бизнеса в условиях отсутствия магазинов и заправок, вопрос открытый.