Posted 18 февраля 2021, 13:56
Published 18 февраля 2021, 13:56
Modified 18 сентября 2022, 11:26
Updated 18 сентября 2022, 11:26
В декабре 2020 года Госдума приняла два закона, касающихся проведения митингов. Во-первых, теперь в уведомлении властей об акции нужно указывать «формы и методы организации санитарного обслуживания». Во-вторых, если в мероприятии будут участвовать больше 500 человек, то придется указывать реквизиты банковского счета организатора, на который собираются деньги на проведение.
«Законопроект направлен на приведение республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством», — подчеркнул министр юстиции РТ Рустем Загидуллин.
Чтобы не было несанкционированных акций, то должно быть законодательство с разумными ограничениями. А сейчас оно изменяется только в одну сторону — ужесточения, заявил депутат Госсовета РТ от КПРФ Артем Прокофьев.
«Я сам 6 или 7 раз пытался инициировать смягчение законодательства либо внести поправки. Ни одно смягчение не прошло», — возмутился народный избранник.
Говоря о банковских реквизитах, он напомнил, что деньги на проведение акций нужны не всегда. По мнению Прокофьева, этот пункт может стать шаг к ужесточению: например, появится инициатива, чтобы на счете была минимальная сумма — иначе никакого митинга.
Его поддержал руководитель фракции КПРФ в Госсовете Хафиз Миргалимов: «Митинг не требует ни одной копейки! Социальные сети все делают. Это телевизор, радио и газеты вместе взятые».
Пункт про необходимость санитарного обслуживания тоже смутил представителей коммунистической партии.
«Мы должны пригласить поликлинику — травматолога, хирурга, терапевта, фельдшера? Ну, давайте конкретизируем, на то мы и субъекты», — прокомментировал Миргалимов. А Прокофьев грустно пошутил, что в следующий раз организаторов акции обяжут обеспечить санаторно-курортное обслуживание для участников.
Обсуждение формы мероприятия переросло в перепалку между депутатом и председателем республиканского парламента Фаридом Мухаметшиным.
«Теперь, помимо места и времени, еще могут предложить вам форму мероприятия изменить. Вы хотите шествие митинг, вам скажут: „Пикетируйте“», — начал было Прокофьев. Но тут его прервал Мухаметшин.
«Артем, извини, пожалуйста. Это ваши фантазии. Ты читал закон? То, что вы говорите — это ваши фантазии, нет в этом законе этого. Обращаю внимание — два пункта, по которым вносятся дополнения», — возразил глава Госсовета.
Прокофьев пообещал показать ему текст закона, в котором говорится о форме митинга.
Напоследок он выразил общее впечатление от новых поправок: публичное мероприятие — это тоже форма коммуникации, которой власти пока боятся.
«Роман-антиутопия Оруэлла «1984» — это во многом детская сказка по сравнению с тем, куда мы сейчас движемся. Почему мы должны детям сегодня объяснять про «Незнайку на Луне»? Они спрашивают: «То, что там описывается, точно было на Луне? Или «Чиполлино» — это точно сказка? <…> Попытка запретить все публичные мероприятия под разными ограничениями — это страусиная тактика прятать голову в песок. Вы думаете, что вы политических оппонентов в землю зарываете. Нет, вы зарываете голову в песок», — выразился Прокофьев.
Учитывая, что поправки не республиканского уровня, а продиктованы федеральным центром, региональные власти мало что могут сделать. По мнению Прокофьева, нужно создать рабочую группу, чтобы нормализовать законодательство о митингах. Он призвал депутатов голосовать против.
Миргалимов посетовал, что в России нет институтов, которые могли бы предвидеть напряжение в обществе.
«Власть всегда опаздывает. Причинно-следственные связи надо ведь анализировать. Что, Навальный с Луны что ли свалился?», — сказал он.
Ничего, кроме передачи своих идей федеральному центру, он тоже предложить не смог.
Такая обессиленность коммунистов перед этими поправками объясняется тем, что они носят технический характер. Обычно законопроекты, которые приводят республиканское законодательство в соответствие с федеральным, депутаты принимают на автомате.
Вице-спикер Госсовета РТ, руководитель фракции «Единой России» Юрий Камалтынов напомнил КПРФ про митинг 14 февраля, который прошел «в самом центре Казани, и никаких вопросов не было». Видимо, он не заметил в соцсетях «вопросы» по поводу звукового мусора у стадиона, загона на 200 человек и очередей вокруг него, задержаний после акции.
«Если вы хотите по всей России проводить несанкционированные митинги, о чем тогда говорить? Вы же самые главные у нас патриоты, государственники, и вдруг вы сами предлагаете разрушать эту систему. Мне кажется, это неправильно. Коллеги, здесь меньше политики, здесь больше порядка. А за порядок, мне кажется, надо всегда голосовать», — завершил свою речь Камалтынов.
Мухаметшин, который тоже представляет «ЕдРо» перед голосованием лишь повторил, что оппозиция все выдумала про ужесточение мер.
«Не надо додумывать и фантазировать, что вдруг к вам в толпе кто-то подойдет и скажет: „Давай сходим, проверим тебя на коронавирус“. Нет такого. Это санитарное обслуживание тех, кто может замерзнуть на зимнем митинге или кому-то плохо станет», — сказал спикер парламента.
Закон приняли сразу в трех чтениях. «За» высказался» 71 депутат, «против» — 8. Воздержались 4.