Posted 26 февраля 2021, 14:28

Published 26 февраля 2021, 14:28

Modified 12 сентября 2022, 03:33

Updated 12 сентября 2022, 03:33

На другой стороне «Солнечного города»: что не так с застройкой по-казански

26 февраля 2021, 14:28
Жители казанского микрорайона «Солнечный город» восстали против хаотичной застройки. Проблемы оказались классическими: нет детских садов, школ, автобусов. Попытка найти виновного успехом не увенчалась, а есть ли у проблемы решение — в материале Inkazan.

Активная застройка «Солнечного города» началась в 2015 году. В 2018 году прошли публичные слушания на эту тему: жители выступили против возведения жилья — уже тогда не хватало школ и детских садов. Но слушания признали состоявшимися, темпы строительства начали расти и не останавливаются до сих пор. Люди не против новых соседей, если бы застройщик «АК БАРС Строй» не забывал про инфраструктуру.

«Стоит, как гроб с музыкой — давно и весело»

На круглом столе, посвященном этой проблеме, депутат Госсовета Татарстана Хафиз Миргалимов заявил, что обратился с запросом об отсутствии социальной инфраструктуры во все органы власти, но отовсюду получил одинаковые ответы: «Проблему предполагается решить к 2040 году». Нынешним детсадовцам и школьникам это вряд ли понадобится, если только их детям.

«Я бы генерального архитектора, всех министров, представителей правительства заселил в эти дома, а не в их коттеджи. Отписками заниматься — многого не надо», — заявил Миргалимов. Инициативная группа района с предложением согласилась: одним терпеть проблемы им надоело. Свой доклад жильцы назвали «Путь из семейного микрорайона в гетто».

По их словам, проект застройки изначально был неидеален, но в нем были запланированы образовательные учреждения, досуговый центр, на месте которого теперь хотят построить жилой дом, и богатое озеленение. Сейчас жители признают, что купились на картинку, но вскоре все пошло не по плану.

Сначала городу понадобился «Центр волейбола» — его построили на половине участка, предназначенного под школу. Образовательного учреждения в микрорайоне так и не появилось. Потом начали строиться незапланированные дома: застройка уплотнялась, число людей росло, а инфраструктура — нет.

Микрорайон делится на две части. В обеих — дефицит мест в детских садах. В первой получить дошкольное образование могут только 470 детей из 575, а после заселения еще четырех домов ходить в детсад не смогут 342 их маленьких жителя, подсчитала одна из жительниц района Айгуль Тамендарова. В детсадах второй стороны района есть 600 мест, детей — 740, без учета восьми новых многоэтажек, которые скоро заселят.

Со школами проблема та же. Дети учатся в две смены, но мест хватает не всем. По словам жителей, дефицит составляет 100%, так как школ нет и у соседних «Фермы-2» и «Соловьиной рощи». По словам жителей, в день записи в школу очередь из родителей стояла на морозе не одни сутки, перекличка была через каждые 2 часа: не откликался — вычеркивали. «Был случай, мужик чуть ли не с ножом полез, потому что он проспал свою очередь», — сказала Тамендарова.

Медицинская помощь для жителей «солнечного города» тоже оказалась недоступной. Население микрорайона приближается к 20 тысячам человек, но поликлиники там так и не появилось. Ближайшая медицинская организация находится в 3 километрах, туда не ходит общественный транспорт.

«Школ нет, поликлиник нет, зато жилье растет как грибы. Строят что захотят, а не то, что запроектировано по нормативам», — возмутились жители. Вопрос с парковочными местами они отнесли к не самым важным, ведь если нет места детям, то что говорить про машины. Но все же в микрорайоне планировались надземные и подземные парковки.

Одна из них построена, но в эксплуатацию не введена — «стоит, как гроб с музыкой — давно и весело». С озеленением тоже проблема: места и средств для зеленых насаждений не нашлось. Выслушав основной доклад от жителей Александр Тыгин, депутат Госсовета Татарстана, председатель комитета по жилищной политике, ушел, но жалобы и требования продолжились.

«Больно слушать озвученные факты»

Основное требование жителей — запретить застройку территории жилыми домами. Подготовка к этому процессу, по их словам, уже ведется. А значит, новые высотки могут появиться раньше, чем решатся инфраструктурные проблемы. Люди потребовали открыть на первых этажах жилых домов кружки для детей, сейчас эти «офисные центры» стоят пустыми.

«Наши дети ездят на улицу Академика Парина в художественную школу № 5. Если вы туда зайдете, то плакать хочется. Я пыталась ребенка отвести, но он сказал: „Я не пойду, у меня по планшету бежал таракан“. Школа куцая, дети рисуют чуть ли не в коридоре», — сказала Тамендарова.

Отдельной темой стал общественный транспорт. Жительница микрорайона Миляуша Сулайманова заявила, что остановки находятся очень далеко. «Песошин (Алексей, премьер-министр Татарстана — Inkazan) нам написал, что они находятся в шаговой доступности. Я бы его отправила с двумя детьми через снег без тротуаров дойти до остановки 1,5 км», — возмутилась женщина.

Миргалимов попытался вступиться за своего коллегу:

— Это не товарищ Песошин написал, а его помощники.

— Но подпись же его, — возразила Сулайманова. Аргумент был принят.

«Застройщик исходит только из экономической целесообразности, пытается из каждого квадратного метра выжать максимум денег. Может, „АК БАРС Строю“ будет обидно, но так не делается. Мы все люди. Вы стройте так, как бы строили для себя, для своих родных. Не все же измеряется в деньгах. Вы не все делаете по совести», — сказала жительница района Танзиля Нуруллина.

Ее обращение ушло в пустоту, так как представителей компании в зале не было. Отсутствовали не только они, но и представители исполкома, — по словам участников, их приглашали. «Складывается ощущение, что в городе нет хозяина», — подметил Миргалимов. Дальше пришло время отвечать чиновникам.

Замминистра строительства Татарстана Владимир Кудряшов заявил, что этот круглый стол полезен, проблемы есть не только у «Солнечного города», а предложения, сформированные жителями, очень важны. Он предложил сформулировать поручения и каждое рассматривать отдельно. «Я не уверен, что будут найдены быстрые решения, потому что, помимо участия чиновников, нужны финансовые вложения», — сказал он.

Депутат Госсовета Артем Прокофьев попросил пояснить, как вышло так, что в Казани вырос целый город, но без инфраструктуры. Куда смотрели архитекторы, и для чего существуют нормативы? «Я не буду комментировать, почему это. Я не дознавательный орган. И вообще, в сослагательном наклонении не надо разговаривать. Так уже сложилось», — ответил Кудряшов, добавив, что можно найти «крайних», но от этого ничего не изменится.

Заместитель министра образования Татарстана Рамиль Хайруллин, заявил, что «больно было слушать озвученные факты», образовательные организации нужны, но оказалось, что школы только закрываются. И до 2023 года решить вопрос вряд ли удастся. Ответ классический — «денег нет».

Замминистра культуры Дамир Натфуллин попытался ответить не как чиновник, а как человек. Он рассказал, что сам живет в соседнем районе, и у него тоже нет парковки, и ему постоянно приходят штрафы. Но на это Миргалимов потребовал у него отвечать как должностное лицо, «а то мы вас на эту сторону пересадим, как протестующего».

С тараканами в художественной школе Натфуллин пообещал разобраться. А вот в строительстве ДК или другого центра для детей он оказался бессилен. Почему? Денег нет.

Найти виновного в том, что застройщик возводит только дома, на встрече не удалось. Добровольно признавать себя ответственным никто не захотел. По итогу собравшиеся решили весной выехать на место и позвать застройщика и мэра. А пока все вышло как у классика: к пуговицам претензий нет, остается выяснить, кто сшил костюм.

Подпишитесь